Posted 31 мая 2011, 14:33

Published 31 мая 2011, 14:33

Modified 1 апреля, 07:36

Updated 1 апреля, 07:36

Россия ищет в Ливии свое место

31 мая 2011, 14:33
В то время как авиация НАТО продолжает бомбить Ливию, в стране проходят закулисные переговоры с Муамаром Каддафи, который якобы готов отказаться от власти. Именно сейчас России важно не упустить благоприятный момент, чтобы сохранить свои позиции в послевоенной Ливии.

Авиация НАТО продолжает усиленно бомбить объекты на территории Ливии. В это же время проходят закулисные переговоры с Муамаром Каддафи, который готов отказаться от власти при условии гарантий личной безопасности. Именно сейчас России важно не упустить благоприятный момент, чтобы после ухода диктатора обеспечить свое экономическое присутствие в Ливии.

Арабские газеты, ссылаясь на источники в кругах, близких к ливийскому лидеру Муамару Каддафи, сообщают, что он якобы готов «достойно отказаться от власти» при условии, что ему и его семье будут предоставлены гарантии личной безопасности. Одновременно оппозиционный Переходный национальный совет Ливии (ПНС) готов «закрыть глаза» на бегство Каддафи из Ливии в одну из африканских стран. Ну а побывавший в Триполи глава группы высокого уровня Африканского союза президент ЮАР Джейкоб Зума, который провел переговоры с Каддафи при закрытых дверях, заявил, что лидер Джамахирии готов согласиться на предложенный Африканским союзом план мирного урегулирования. Между тем, по сообщению Би-би-си, встреча Зумы и Каддафи, по сути, не принесла результатов. Руководство ливийской оппозиции в Бенгази отказывается пойти на перемирие с Каддафи, поскольку считает это не политической инициативой, а попыткой полковника удержаться у власти.

Ну а пока продолжаются закулисные переговоры, авиация НАТО продолжает усиленно бомбить объекты на ливийской территории. Упрямого ливийского полковника, который не отказался от руководства страной под давлением внутренней оппозиции и натовских военных операций, всячески вынуждают сложить с себя властные полномочия. Что на него оказывается психологическое давление, которое должно «наглядно продемонстрировать полковнику и его окружению их физическую уязвимость», уже не скрывают в Брюсселе. Так, в штаб-квартире НАТО прямо заявляют, что «каждый новый день войны должен осложнять положение Каддафи». А западные информационные агентства постоянно сообщают, что из рядов верных полковнику Каддафи войск дезертируют высшие офицеры и генералы. Они утверждают, что у лидера Джамахирии «осталось не более 20 процентов его армии», а «между сторонниками правительства полностью отсутствует связь».

Действительно, очевидно, что рано или поздно полковник должен будет уйти с мировой политической сцены. Но сценарии его ухода, разработанные западными стратегами, дали сбой, а другие - пока не очевидны. При этом возможны два варианта развития событий. Первый - Каддафи отказывается от власти и перебирается в одну из стран, не связанных соглашениями о выдаче международных преступников. Второй заключается в том, что ливийский лидер продолжает сопротивление до тех пор, пока ввязавшиеся в войну коалиционные силы Запада, несмотря на все резолюции СБ ООН, не начнут наземную операцию «до победного конца».

Как отметил в беседе с «Росбалтом» профессор факультета Международных отношений Санкт-Петербургского университета Константин Худолей, «более предпочтителен первый вариант». «Получение Муамаром Каддафи определенных гарантий ускорит его уход. Это приведет к завершению военных действий, прекращению международных санкций против Ливии. Однако ввиду непредсказуемости как самого Каддафи, так и определенных кругов, которые группируются вокруг него, нельзя исключать и второго варианта - продолжения кровопролития, продолжения военных действий и в дальнейшем, возможно, суда над Каддафи». «Пока вероятность этих двух вариантов – 50 на 50», - заключил эксперт.

Впрочем, какой бы из этих двух вариантов ни был реализован, спокойствия на ливийской земле в ближайшей перспективе ожидать не стоит. Страна, скорее всего, расколется по нынешней линии фронта, что повлечет за собой новые проблемы с миграцией, радикализацией ислама, политической, экономической и военной нестабильностью.

Что, правда, не мешает заинтересованным странам уже сейчас начинать активные действия по обеспечению своих, прежде всего, экономических интересов в послевоенной Ливии. Так, некоторые влиятельные члены американского Конгресса призвали администрацию Барака Обамы признать формирующееся ливийское оппозиционное правительство, предложив ему гуманитарную и военную помощь. А Франция и вовсе начала оказывать такую помощь (пока, правда, медикаментами, а не оружием). Вот и глава МИД Италии Франко Фраттини во вторник прибудет в Бенгази для проведения переговоров с лидерами Национального совета. И все это явно потому, что налаживание отношений с переходным правительством вполне укладывается в рамки западного «бизнес-проекта» по выкачиванию ливийских нефтяных ресурсов и проникновению в Ливию иностранного капитала.

Именно сейчас России, присоединившейся к одобренному ООН режиму санкций против режима Муамара Каддафи, важно не упустить благоприятный момент, чтобы обеспечить свое экономическое присутствие в Ливии. Военно-дипломатические источники в Москве полагают, что суммарные потери России от санкций должны были составить до $4 млрд. И это без учета тех более чем $4,5 млрд, которые были списаны в апреле 2008 года, когда Ливию посещал с визитом бывший тогда президентом России Владимир Путин.

И Москве явно хочется, чтобы эти потери не оказались необратимыми. Поэтому-то отчасти на прошлой неделе Дмитрий Медведев и заявил на саммите G8 о том, что Россия выступит в роли посредника в урегулировании конфликта в Ливии. Президент направил в эту страну своего спецпредставителя Михаила Маргелова, который, как сообщили «Росбалту» источники в его окружении, должен в ближайшие дни побывать в Бенгази и встретиться там с представителями повстанцев, а также провести переговоры в Триполи с близкими к Муамару Каддафи лицами.

«Дело в том, что очень многие контракты с Каддафи были подписаны Россией, когда конфликт на ливийской земле уже разгорался, - отмечает Константин Худолей. - И пока очень трудно сказать, какие деньги реально потеряла Россия. Но вести новые переговоры нужно уже с новыми руководителями Ливии». Эксперт уверен, что с уходом Каддафи в Ливии, которая «до самого последнего времени была одной из стран, всерьез сохранявшей социалистическую ориентацию», обязательно может начаться процесс экономического передела и приватизации. «Полагаю, что для России было бы значительно перспективнее сейчас попытаться занять там место, - заключает эксперт. - Это могло бы дать большие выгоды, чем все текущие контракты».

Дмитрий Пановкин

Подпишитесь