Posted 30 мая 2011, 13:50
Published 30 мая 2011, 13:50
Modified 1 апреля, 07:38
Updated 1 апреля, 07:38
Госдума уже на этой неделе поставит точку в многострадальном законе о техосмотре. Как и ожидалось, с 1 января 2012 года проверкой машин вместо ГИБДД займутся «частники». При этом стоимость процедуры не должна превысить 3 тыс. рублей, подсчитали в Госдуме.
Законопроект о передаче техосмотра от полиции к коммерческим структурам поступит на обсуждение Госдумы сразу во втором и третьем чтениях в пятницу, 3 июня. Ранее депутаты отложили рассмотрение поправок на неопределенный срок. Причиной задержки стали споры вокруг того, кто именно из «частников» возьмет на себя новые функции.
В итоге победил правительственный вариант, по которому вместо ГИБДД проверкой машин займутся страховщики, участвующие в продаже полисов ОСАГО. Те, в свою очередь, смогут доверить это дело автодилерам, а также автосервисам, сотрудничающим со страховыми компаниями. При этом предполагается, что от прохождения техосмотра будут освобождены владельцы новых машин не старше трех лет. Последующие четыре года отправлять их на проверку можно будет лишь раз в два года. А вот если возраст «железного коня» превысил семь лет, проходить проверочный тест придется ежегодно. Особые правила депутаты также решили установить для грузового и пассажирского автотранспортаа, тестировать который на наличие неисправностей нужно будет раз в полгода.
После того, как закон вступит в силу, автолюбители смогут пройти процедуру в любом техцентре страны, а не как сейчас – исключительно в регионе регистрации машины. Причем количество пунктов по России должно увеличиться с нынешних 3 тыс до 10 тыс, что, по мнению депутатов, снимет проблему очередей.
Вот только какую цену придется заплатить за этот комфорт? «То, что цены вырастут – это точно, — отметил в беседе с «Росбалтом» лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. - И даже если будут введены верхние пределы стоимости процедуры в каждом регионе, это делу не поможет. Частники всегда придумают, как обойти планку. Например, будут навязывать дополнительные услуги в виде консультации, мойки или заезда на стоянку».
Между тем, по словам главы думского комитета по транспорту Сергея Шишкарева, на этот счет в законопроекте предусмотрены особые гарантии. В частности, депутаты решили закрепить право по установлению предельных тарифов на техосмотр за Федеральной службой по тарифам. В сторону понижения смогут регулировать предельную планку и регионы. «Поэтому, если сейчас существует официальная цена техосмотра и взяточная, то, по ному закону, сумма будет средней между двумя этими величинами – 1,5-3 тыс рублей», - говорит депутат.
В свою очередь, по мнению экспертов, снизить цены на техосмотр удастся, сократив список проверяемых характеристик автомобиля, к примеру, оставив в нем только так называемые экстерналии - тормоза, рулевое управление и выхлопы.
Помимо заоблачной цены, законодатели постарались надежно защитить автовладельцев и от злоупотреблений при проверке машин со стороны техцентров. «Например, если водитель увидит, что ему навязываются те или иные услуги, он сможет в тот же момент забрать документы и уехать в другое место», - пояснил Шишкарев. Кроме того, в новом законе появится принцип солидарной ответственности техцентров и водителей за неисправности, которые стали причиной ДТП. Так, отвечать за нарушения будут первые, если страховая компания сумеет доказать, что техосмотр был проведен халатно или его не было вовсе. Помимо этого, автодилеры будут компенсировать владельцам машины и третьим лицами ущерб, возникший по причине не выявленных во время техосмотра неисправностей. Если же речь идет о новом автомобиле, возмещать убыток придется производителю и автодилеру, следует из текста поправок.
Впрочем, избежать «раскрутки на денег» будет под силу, пожалуй, разве что автолюбителям со стажем. «В СССР проводили такой эксперимент, когда в течение двух лет автосервисы допустили к проверке технического состояния автомобилей. Тогда граждан разводили на деньги, заставляя ремонтироваться», - говорит экс-глава ГИБДД, сенатор Владимир Федоров. Так что реальная цена техосмотра по-новому, скорее всего, окажется строго индивидуальной и будет зависеть, в том числе, от умения засечь обман владельца самого «железного коня».
Мария Шувалова