Posted 17 мая 2011, 14:46
Published 17 мая 2011, 14:46
Modified 1 апреля, 07:54
Updated 1 апреля, 07:54
Сделка между нефтяными компания British Petroleum и «Роснефть» сорвалась. Эксперты полагают, что все участники неслучившейся сделки понесут те или иные потери. Впрочем, когда речь идет об освоении Арктики, найти иностранных партнеров - не проблема. И «Роснефть» может с таковыми не особо церемониться.
В соответствии с анонсированной в январе 2011 года сделкой, «Роснефть» должна была получить 5% акций британской компании в обмен на предоставление 9,5% своих и создать совместное предприятие с BP по освоению арктического шельфа. Оба пакета акций оценивались в $7,6 млрд.
Но в ночь на вторник истек крайний срок, за который компании должны были завершить сделку. При этом одобрение на заключение сделки не дала компания ТНК-BP, акционерами которой, с одной стороны, являются British Petroleum, с другой (российской) - консорциум AAR (Alfa Михаила Фридмана, Access Лена Блаватника и Renova Виктора Вексельберга).
Напомним, в феврале суд Лондона по требованию AAR наложил запрет на завершение сделки. Решение мотивировалось тем, что, дескать, любые сделки в России British Petroleum имеет право совершать только с согласия ТНК-BP, а за это согласие AAR хотел отступных. «ТНК-ВР просто воспользовалась имеющимися соглашениями с ВР о сотрудничестве и попыталась получить максимально возможную выгоду от планировавшийся сделки. При этом сама ТНК-ВР практически ничем не рисковала», - считает директор департамента Due Diligence «2К Аудит» Александр Шток. «Все выглядит так, будто истинной целью российских акционеров ТНК-ВР было дорого продать свои акции - по слухам, они запрашивали цену, на 80% превышающую рыночные котировки», - сообщил «Росбалту» аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг. - При такой премии привлекательность работы на шельфе для British Petroleum предельно низкая». «Блокируя сделку «Роснефти» с ВР, консорциум AAR таким образом пытался попасть на арктические шельфовые месторождения», - полагает старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков.
Далее между группой AAR и британской компанией началось затяжное судебное разбирательство по вопросу наличия у BP прав по вхождению в данную сделку с «Роснефтью». И в марте Стокгольмский арбитраж заблокировал сделку, постановив, что последняя нарушила акционерное соглашение, то есть встал на сторону AAR.
14 апреля британская компания и «Роснефть» заключили соглашение о продлении крайнего срока для завершения обмена акциями до 16 мая 2011 года. А 6 мая Стокгольмский арбитраж разрешил завершить сделку по обмену акциями при условии вхождения ТНК-ВР в совместный проект по освоению арктического шельфа.
Итак, стороны к назначенному сроку не смогли договориться. Видимо, ТНК-ВР за свое «добро» хотела слишком много. Уточним, «Роснефть» и British Petroleum предложили AAR выкупить его долю за $30 млрд, но консорциум предложение отклонил. «Таким образом, «Роснефть» не будет обмениваться акциями с British Petroleum, что в целом негативно для компании», - констатировал старший аналитик «Урса Капитал» Дмитрий Дорофеев.
«Срыв сделки является имиджевой потерей для «Роснефти», поскольку ее поддерживал российский премьер-министр Владимир Путин. В данной ситуации не смог помочь даже административный ресурс, поскольку в международных судах Россия часто оказывается проигравшей стороной из-за нехватки опыта», - отмечает и Марков. - Продолжать переговоры по выкупу доли AAR в ТНК-ВР российская компания не будет, так как цена на акции уже запредельная».
«Роснефть потеряла стратегического партнера и возможность войти в капитал одной из крупнейших энергетических компаний мира, - подсчитывает потери Шток. - British Petroleum, в свою очередь, потеряла стратегического инвестора и выход на новые перспективные рынки. У российско-британской ТНК-ВР, которая фактически стала инициатором срыва сделки, не получилось присоединиться к сделке».
«Срыв сделки не выгоден, пожалуй, никому, - в свою очередь, резюмирует аналитик ФГ «Доходъ» Сергей Шалгин. - Только консорциум акционеров ТНК-BP - AAR - может извлечь какой-то положительный эффект от произошедшего, так как он добился своего, образно говоря, «показав зубы» и, возможно, добившись увеличения размера отступных за 50% акций в ТНК-BP, которые, правда, они продавать пока не собираются». Вместе с тем, теперь фактически сорван и договор по совместному освоению шельфа в Арктике «Роснефтью» и British Petroleum, который был бы выгоден AAR, так что совсем безоблачным полученный консорциумом результат назвать невозможно.
Кроме того, как отметил Шток, российско-британская компания, пойдя против сделки, могла настроить против себя и административный ресурс, имеющийся в «Роснефти». В результате в дальнейшем риски давления на компанию могут вырасти.
«Срыв произошел не «почти», а полностью по вине россиян, консорциум AAR де-факто является российским (пусть Access Industries и зарегистрировано в США)», - подытоживает Шалгин. Кроме этого, в «Инвесткафе» отметили, что предлагаемая «Роснефтью» партнерам схема работы на шельфе достаточно неудобна - именно партнеры, а не «Роснефть» несут финансовое бремя проведения геологоразведочных работ в Арктике.
Впрочем, как подчеркнул Шалгин, освоение Арктики – лакомый кусок для многих компаний. Поэтому с другими претендентами на партнерство «Роснефть» может не церемониться. Как и не церемониться со всеми, кого в России и за ее пределами интересует эта история, - за весь день компания не удосужилась даже сообщить на своем сайте о срыве сделки.
Игорь Чубаха