Posted 12 мая 2011, 12:15
Published 12 мая 2011, 12:15
Modified 1 апреля, 08:00
Updated 1 апреля, 08:00
Итак, в центре Москвы объявлен, по крайней мере, «месячный карантин» на новое строительство и снос, - причем, городская администрация демонстрирует намерения остановить все действия, похожие на вандализм, и взять архитектурные ценности под защиту. Окажется ли, однако, предстоящий месяц действительно тихим? Пока неизвестно - защитники старой Москвы всерьез опасаются, что будет как раз наоборот.
Очередной «архитектурный скандальчик» случился в тот же самый день, когда мэр Сергей Собянин объявил на заседании правительства Москвы о ревизии всей документации у застройщиков в историческом центре и о приостановке всех работ на месяц, пока идет ревизия. Тем же утром была сделана попытка продолжить строительные и одновременно «ломательные» работы в усадьбе Глебовых-Стрешневых-Шаховских в Калашном переулке.
Объект этот – один из самых «болезненно-известных», во всяком случае, общественное движение «Архнадзор» затратило на него едва ли не больше всего сил, и в фокусе внимания СМИ он оказывался чаще всех. Разве что Кадаши в такой же степени у всех на слуху, причем, в Кадашах культурная общественность вроде как праздновала победу, - а в «Калашах» пока неизвестно, чем дело обернется.
Это самый центр Москвы – Никитские ворота, соседство с театром Маяковского и Консерваторией. То, что именуется городской усадьбой Глебовых-Стрешневых-Шаховских (историки свидетельствуют, что были в XIX веке дворяне, носившие именно такую, тройную, фамилию, причем, очередность ее составных частей в разных источниках дается разная), укрыто строительной сеткой – это на Большой Никитской. И задрапировано рисованным фасадом в Калашном переулке.
Пострадавший "кокошник" на доме
Отремонтированное здание на самом углу Большой Никитской и Калашного в состав усадьбы не входит. Но и попытки заглянуть «за сетку» сейчас никакой роскоши непосвященному обывателю не откроют.
Если зайти со стороны Калашного переулка, то солидный участок занимают два «куска драпировочного холста», за которыми угадываются старые кирпичные стены, одна – в два этажа, другая – в три. Между ними – брешь, прикрытая листовыми воротами, над коими возвышается задняя стена театра имени Маяковского, и еще стрела строительного крана. Двор практически пуст. Зайдя сбоку дворами, можно увидеть и сам двор, забитый строительной техникой. Да еще рельефные кирпичные декоры, свидетельствующие о старине.
Архитектурный конфликт обостряется еще и тем, что в нем с обеих сторон участвуют люди культуры. Вообще, в усадьбе располагается театр «Геликон-опера», но уже несколько лет он ютится во временном, с грехом пополам подобранном помещении на Новом Арбате. Театр хотел расшириться, - главное здание усадьбы действительно маловато. Был разработан проект, по которому, весь двор нарывается стеклянным куполом, и в нем обустраивается большой зрительный зал. И вот, в ходе реализации проекта любители архитектуры стали протестовать – нельзя, дескать, рушить структуру старых московских дворов.
Нашла коса на камень – с одной стороны, люди, влюбленные в музыку, с другой – влюбленные в архитектуру. Чтобы оборудовать зал, надо ведь снести разные дворовые постройки. Что и было сделано – по ходу конфликта двор «вычистили», (а там, по свидетельству ценителей, было много интересного – полукруглая кирпичная «циркумференция», дуговой корпус с резными воротами), прежде чем «архитектурная сторона» добилась остановки процесса.
Баталия 11 мая развернулась вокруг трехэтажного флигеля в Калашном. Он разрушен где-то наполовину – через внешнюю драпировку видны сквозные дыры. По свидетельству активистов «Архнадзора», держащих усадьбу на контроле, с утра во флигеле застучали отбойные молотки, и группа рабочих принялась вручную разбирать полукруглый кирпичный «кокошник», возвышающийся над драпировкой. Часть "кокошника" сковырнули, что хорошо видно со стороны.
Общественники немедленно забили тревогу, вызвали полицию и обратились в Москомнаследие и ОАТИ. Началось обычное для таких случаев выяснение отношений, проверка документов. «Архнадзор» настаивает на том, что «нормального» ордера на снос флигеля у строителей нет, а есть ордер на производство ремонтно-восстановительных работ, к тому же неправильно оформленный: «ордер выдан на одно строение, а работы в нем почему-то прописаны по другому строению».
Как отмечают члены «Архнадзора», будь у строителей на руках правильный ордер и вся документация, вряд ли бы они согласились свернуть работы. А между тем, работы были свернуты – и лишь в течение дня головы в строительных касках выглядывали в отверстия, явно интересуясь, на месте ли еще злополучные активисты.
Стояние продолжалось до позднего вечера: в конце концов, ближе к 22:00, из ворот вышел человек в строительном комбинезоне и каске. Он объявил присутствующему при этом корреспонденту «Росбалта», что руководство компании «Астром-7», выполняющей реконструкцию данного объекта, официально приостанавливает все работы по сносу флигеля вплоть до надлежащего выяснения обстоятельств – и что все могут спокойно расходиться по домам. Своей фамилии представитель строителей, правда, не назвал. Наученные богатым горьким опытом архнадзоровцы все же оставили пост до утра – впрочем, по последним данным, пока все спокойно.
Дело, однако, заслуживает небольшого «разбора полетов». Можно предположить, что строители вняли грозному слову мэра – не забудем, что ситуация в правительстве Москвы и на объекте развивалась одновременно. Такой вариант был бы желанным для всех ценителей старой Москвы.
Но есть и другая версия. Как заметила корреспонденту «Росбалта» координатор «Архнадзора» Наталья Самовер, нельзя исключать, что лидеры строительного бизнеса – по сговору или пока по отдельности – имеют желание «показать новому мэру, кто в городе на самом деле хозяин».
Не раз уже бывало в Москве и других городах: как только власть проявляла инициативу по ограничению строительно-разрушительной деятельности, строительные фирмы со всех ног бросались «достраивать и доламывать». Объекты «точечной застройки» лихорадочно достраивались до 50%, когда власти уже стесняются остановить, а старые дома срочно доламывались до состояния руин, когда сохранять уже нечего. Последний пример такого «доламывания» - «дом Кольбе» на стрелке Большой и Малой Якиманок, беспощадно снесенный на майские праздники.
Момент сейчас «переходный»: городская власть, очевидно (как вся общественность надеется) будет готовить постановления и всякие документы, призванные взять старую Москву под охрану. Нечто подобное, по сведениям «Архнадзора», готовится и на федеральном уровне. Вот, пока суд да дело… Есть опасения, что под сурдинку могут доломать и руинировать еще немало старины. За всем не уследишь, а деньги и амбиции «на кону» огромные.
Кстати, члены «Архнадзора» подтвердили, что с полным пониманием относятся к положению театра «Геликон-опера». Только для его новой большой сцены, указывают они, есть куда более подходящее место – и находится оно в другом конце того же самого Калашного переулка, где уже несколько лет зияет совершенно неприличный для центра Москвы котлован. «Прекрасная площадка, рядом с метро «Арбатская», - подчеркнула Наталья Самовер. – Котловану много лет, и есть надежда, что прежний инвестконтракт все же будет городом расторгнут. А в усадьбе может быть только малая сцена».
Леонид Смирнов