Posted 4 мая 2011, 13:59
Published 4 мая 2011, 13:59
Modified 1 апреля, 08:25
Updated 1 апреля, 08:25
США и Румыния согласовали вопрос о размещении на румынской территории элементов американской системы ПРО, заявил накануне президент Траян Бэсеску. Напомним, что размещение американских ракет-перехватчиков на территории Восточной Европы, в непосредственной близости от российских границ, было запланировано еще республиканской администрацией Джорджа Буша-младшего якобы для защиты Европы от возможного ракетного нападения, в том числе со стороны Ирана. В соответствии с планами на территории Польши должны базироваться ракеты, в Чехии – радиолокационная станция слежения. Россия объявила эти намерения прямой угрозой своему стратегическому потенциалу. В середине сентября 2009 года новый президент США Барак Обама объявил о внесении изменений в утвержденные планы: не отказываясь от размещения наземных элементов ПРО в Европе, США отсрочили их развертывание до 2015 года.
В марте 2010 года президент Румынии Траян Бэсеску заявил о том, что Бухарест к 2015 году готов разместить на своей территории три батареи с 24 пусковыми установками. В конце февраля того же года министр иностранных дел этой страны Теодор Баконски сообщил о том, что его страна ведет переговоры с США о размещении на своей территории 20 ракет-перехватчиков SM-3. Москва негативно отреагировала на эти заявления. Но американцы и их союзники по НАТО продолжают повторять, что SM-3 не могут нарушить стратегический баланс, поскольку предназначены для защиты не от межконтинентальных ракет, а от ракет средней дальности, а значит - не направлены против России.
Между тем, очевидно, что при имеющихся технических возможностях и хорошо отлаженной инфраструктуре заменить ракеты-перехватчики среднего радиуса действия на межконтинентальные ракеты не представляет особого труда. Более того, это дело всего лишь нескольких суток. Поэтому Москва по-прежнему настаивает на том, что планируемая система ПРО «может создавать в будущем риски для российских стратегических сил ядерного сдерживания». Что же касается размещения SM-3 в Румынии, то, как «с сожалением констатировали» в российском МИД, «практические шаги по созданию европейского сегмента глобальной ПРО США предпринимаются вне зависимости от российско-американского диалога по противоракетной проблематике». В этой ситуации, полагают в МИД РФ, еще более актуальным становится «получение от США юридических гарантий ненаправленности развертываемой ими в Европе противоракетной системы против стратегических ядерных сил России».
По мнению председателя «Движения развития» Юрия Крупнова, эти слова являются «красивой дипломатической формулой признания политического поражения Российской Федерации». По его мнению, разговоры о гарантиях сродни рассуждениям о «превышении резолюции 1973» (резолюция СБ ООН о введении бесполетной зоны над Ливией – «Росбалт»). «Тогда российская сторона не смогла противостоять планам бомбардировок Ливии и заявляла только о «превышении резолюции» западными странами. Теперь разговоры про юридические гарантии – такая же попытка российской стороны сделать хорошую мину при плохой игре», - считает Крупнов.
Более осторожно высказывается на эту тему заместитель директора Института международных исследований Виктор Мизин. «Действительно, нет гарантий, что американский потенциал ПРО не будет наращиваться, тем более что в систему уже вложено порядка $100 млрд», - сказал эксперт. «Можно согласиться с мнением российских военных экспертов, утверждающих, что в ближайшем будущем российский стратегический ядерный потенциал надежно «прорвет» американскую систему ПРО, тем более что с подписанием нового договора по СНВ безопасность России обеспечена на ближайшие десять-пятнадцать лет. Но нет никаких гарантий на будущее», - отмечает Мизин. По его словам, «момент истины» при решении вопроса о гарантиях настанет в июне этого года, когда должна будет состояться встреча министров обороны России и стран НАТО, на которой стороны представят свое видение систем будущей региональной ПРО.
Между тем, на вопрос о гарантиях оказывает существенное влияние мнение представителей Республиканской партии США, которые горой стоят против того, чтобы на систему ПРО накладывались какие-то ограничения. Поэтому при готовности России идти на прямое и открытое сотрудничество в сфере ПРО американцы продолжают обходные маневры. Скорее всего, в ближайшее время от США не стоит ожидать каких-либо юридических гарантий, поскольку в вопросе о «противоракетах» администрация Обамы, по существу, продолжает линию команды предыдущего президента - Джорджа Буша-младшего. Кроме того, Обама вряд ли станет лишний раз «дразнить гусей» в лице республиканцев, особенно в условиях, когда он уже открыл свою новую президентскую избирательную кампанию.
«Пока не видно серьезного желания с американской стороны выходить на какое-либо юридическое соглашение по вопросам ПРО, хотя для этого есть возможности», - утверждает Виктор Мизин. «Скорее всего, США будут всячески «забалтывать» вопрос, создавая всякого рода рабочие группы и коллегии», - считает он. Очевидно, что союзники США по ПРО в Восточной Европе, к которым в скором времени присоединится и Болгария, не станут поддерживать Россию в стремлении ускорить решение проблемы. Возможно, что Москва найдет рычаги давления на эти страны, предположим, пару раз перекроет газовый вентиль или объявит вредной поставляемую ими на российский рынок продукцию. Тем не менее, уверен Виктор Мизин, «разговаривать надо, прежде всего, с Соединенными Штатами, поскольку инициатива евроПРО исходит все же из Вашингтона».
Дмитрий Пановкин