Posted 28 апреля 2011, 09:41
Published 28 апреля 2011, 09:41
Modified 1 апреля, 08:30
Updated 1 апреля, 08:30
Рынок мувинга - услуг по организации переезда - возвращается к докризисным показателям. При этом эксперты отмечают, что доля частных заказов уже опережает число заказов от юрлиц. Впрочем, корпоративные заказы для профессиональных перевозчиков выгодней, ведь иногда такой переезд стоит миллионы.
В жизни каждой компании когда-нибудь случается переезд. И все больше компаний отказываются от практики перебираться на новое место по-старинке - либо своими силами, либо доверившись бригаде непрофессиональных грузчиков. И обращаются в мувинг-компании. Напомним, мувинг - это услуги по переезду, но оказанные на высокопрофессиональном уровне. И «приехал» это вид бизнеса в Россию вместе с первыми представительствами иностранных компаний и совместными предприятиями.
Мувинг включает:
- консультации по вопросам переезда;
- сборку/разборку мебели;
- монтаж/демонтаж оборудования;
- упаковку мебели;
- личных вещей;
- предметов интерьера;
- погрузо–разгрузочные работы;
- при необходимости краткосрочное либо долгосрочное складское хранение имущества;
- расстановку имущества согласно утвержденному плану;
- вывоз образовавшегося при переезде мусора.
Кроме этого, профессионалы готовы оказать дополнительные услуги - от страховых и наладки компьютеров до дизайнерских и мелкого ремонта.
При этом «охоте к перемене мест» подвержены даже те структуры, чье положение на карте кажется незыблемым. Так, например, в настоящее время обсуждается вероятность переезда Генштаба ВМФ в Петербург. Как недавно заявил замминистра обороны РФ Григорий Нагинский, это запланировано на конец нынешнего – начало следующего года. Стоимость такого переезда составит около 15-20 млрд рублей. Параллельно, только что от переезда головного офиса на Мясницкой в бизнес-центр ТНК-ВР на Арбате отказался банк ВТБ 24. Зато не отказывается от идеи переезда из городской черты Петербурга (занимает 17 га) в Кронштадт целое предприятие - судостроительная компания "Адмиралтейские верфи". До сих пор эксперты оценивали стоимость вывода верфей на остров Котлин в 3,5-4 млрд рублей, но сейчас пошли разговоры об увеличении этой суммы.
«Мы очень гордимся тем, что нам поручил устроить и остался доволен своим переездом из столицы в Петербург Конституционный суд РФ», - в свою очередь, сообщила в интервью «Росбалту» руководитель отдела маркетинга «Деликатного переезда» Анастасия Григорьева. Действительно, в благодарственном письме КС говорится: «Компания «Деликатный переезд» предоставила нам грамотно проработанный проект переезда. Все наши пожелания к переезду были приняты во внимание: была разработана система маркировки архивов и библиотек, обеспечено охранное сопровождение, разработан наиболее оперативный вариант переезда...»
Уточним, компания «Деликатный переезд», по данным «Экспресс-Обзора», является ведущим игроком в России. Она - пока единственная, имеющая сеть из 5 филиалов в разных городах страны (Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Екатеринбурге). Среди клиентов и Минфин, и Минкультуры, и «Газпромбанк», и небольшие компании, и частные лица. Другие крупные игроки российского рынка переездов - «ЕвроПереезд», «Курье.ру», IWM, VinLund, Voerman Group, Logistics Service, Crown Relocations, ACE International moving и др. Впрочем, по словам Григорьевой, ожидать массовой экспансии коллег в регионы в ближайшее время не стоит, поскольку организация такого рода бизнеса требует солидных затрат (складские помещения, постоянный штат, автопарк...) и связана с определенным риском. Ведь, естественно, данный бизнес актуален в городах-миллионниках; но совершенно бесперспективен в глубинке.
Между тем, по подсчетам экспертов ЭКЦ «Инвест-Проект», объем рынка московского мувинга в 2008 году взял планку в $80 млн (в целом по стране – до $200 млн, тогда как, например, в США свыше $16 млрд). Похоже, в 2010 году российские объемы вновь вернулись к докризисным показателям. Согласно оценкам консультационной компании «Рестко» в Москве уже предпочитают обращаться в мувинг-компании до 60% компаний.
В «Деликатном переезде» определяющими считают следующие плюсы официального мувинга по сравнению с серыми перевозчиками:
- планирование переезда заранее и обученный персонал обеспечивают сжатые сроки работ. Уже вечером можно звать друзей на новоселье;
- полная материальная ответственность компании-перевозчика, отраженная в договоре;
- широкий спектр дополнительных услуг – навеска картин, сборка/разборка сложной корпусной мебели, маркировка имущества, разнообразные способы защиты интерьера помещений от повреждений;
- высокая культура общения менеджера и бригадира. «Банально, но это так и есть» - уточняет глава маркетингового отдела компании.
В общем, заботы клиента профессиональной мувинговой компании заканчиваются сразу же после выбора поставщика услуг. Правда, если бы не кризис, доля «профессионального» мувинга оказалась бы на 10-13% выше, чем в настоящее время. «В кризис мы фиксировали снижение цен на рынке, - отмечает Григорьева. - Все полупрофессиональные компании отреагировали на кризис снижением цен. Профессиональным компаниям (и нам) не оставалось ничего другого, кроме оптимизации издержек и также предложения более выгодной цены». При этом после кризиса мувинговые компании не торопятся возвращаться к прежним высоким ценам на свои услуги.
В целом же ущерб от кризиса мог бы оказаться и внушительней, но тот же кризис способствовал переезду многих компаний в более оптимальные помещения. Этот процесс продолжается. «Нельзя говорить, что существуют тенденции переезда из большего офиса в меньший, или наоборот. Компании переезжают в более качественные, комфортные офисы. Так как рынок коммерческой недвижимости предлагает большой выбор бизнес-центров и ставки аренды помещений все еще ниже докризисного уровня, - уточняют в «Деликатном переезде». - Но аналитики рынков недвижимости отмечают, что сейчас компании не арендуют заведомо большие площади, чем это реально необходимо на штат сотрудников под будущее возможное развитие».
Тем временем, деловые взаимоотношения в мувинге начинаются с того, что оценщик мувинговой компании приезжает к клиенту и оценивает объем работ. «Готовьтесь к переезду заранее, - советует Григорьева. - Минимум, за месяц составьте список всего имущества, которое необходимо перевезти. Если переезжаете самостоятельно – не поленитесь промаркировать коробки с вещами. Нелишним будет составление описи предметов в каждой коробке. Преимущества такой подготовки вы оцените позже, когда с легкостью сможете найти любимую вазу или важный комплект документов».
С другой стороны, в развитых странах преимущественную часть доходов мувинговым компаниям приносят квартирные переезды. Так, например, подсчитано, что среднестатистическая американская семья меняет место жительства каждые пять лет. И российский рынок развивается в сторону общемирового. По оценкам Григорьевой, еще 3-5 лет назад по числу заказов однозначно лидировали офисные заказы. К настоящему моменту число квартирных переездов обогнало количество офисных.
Но с каждым годом все больше и больше россиян готовы платить за сервис, за скорость обслуживания, за комфорт. «Еще 8 лет назад почти все новоселы переезжали с помощью «дяди Васи на «Газели», самостоятельно искали упаковочные короба, самостоятельно собирали/разбирали и грузили мебель, - констатирует руководитель маркетингового отдела «Деликатного переезда». - Такой переезд действительно напоминал стихийное бедствие и затягивался на неделю. Сейчас, наверно, мы учимся ценить свое время, поэтому количество квартирных переездов стремительно растет». По оценкам специалиста, в прошлом году рост составил 100%, в этом следует ожидать роста на 50%.
Так что, через пару-тройку лет этот текст начинался бы следующей фразой: «Каждому частному или юридическому лицу уже когда-нибудь доводилось переезжать с помощью мувинг-компании...»
Игорь Чубаха