Posted 21 апреля 2011, 14:26

Published 21 апреля 2011, 14:26

Modified 1 апреля, 08:36

Updated 1 апреля, 08:36

Зачем горожан лишают троллейбусов?

21 апреля 2011, 14:26
Петербург в очередной раз затеял реформу общественного транспорта. Если несколько лет назад город начал избавляться от трамваев, то теперь в немилость попали троллейбусы. На днях губернатор заявила о том, что планирует отказаться от их использования.

Петербург в очередной раз затеял реформу общественного транспорта. Если несколько лет назад город начал избавляться от трамваев, то теперь в немилость попали троллейбусы. На днях губернатор Валентина Матвиенко заявила о том, что планирует отказаться от их использования.

Как оказалось, главная вина троллейбусов в том, что они ухудшают ситуацию на дорогах в условиях напряженного трафика. Смольный считает, что они чаще других видов транспорта становятся виновниками автомобильных пробок.

По словам директора Института проблем транспорта РАН Олега Белого, такая позиция городских властей кроме недоумения ничего вызывать не может. Ведь, по утверждению экспертов, троллейбус заслуживает только самых лестных слов. Во-первых, он - один из самых экологически чистых видов общественного транспорта. Во-вторых, троллейбус более маневренный, чем трамвай или метро. К тому же современный асинхронный электродвигатель троллейбуса почти не изнашивается и намного экономичнее, чем автобус. Среди достоинств троллейбуса — и то, что он может мощно разгоняться и тормозить без рывков, имеет бесшумный, плавный ход.

Несправедливо обвинять его и в «привязанности» к проводам. В последнее время на улицах города появились современные модели троллейбусов — так называемые экобусы, которые «умеют» ездить даже без электричества, на аккумуляторных батареях. При этом, из 700 троллейбусов, которые ходят по улицам Петербурга, четверть составляют как раз экобусы, которые город, кстати, закупил некоторое время назад за счет бюджетных средств. Так, что теперь и этим троллейбусам — дорога на свалку?

По словам Олега Белого, в условиях большого мегаполиса каждый вид общественного транспорта имеет свою нишу и своего потребителя. Кто-то предпочитает ездить на скоростных видах общественного транспорта, кто-то выбирает экологически-чистый, кто-то путешествует по городу с комфортом, чтобы его не трясло и не укачивало.

По мнению эксперта, лишать горожан возможности выбора нельзя, а уже тем более волевым решением нельзя убирать с улиц троллейбусы, которые, например, на многих улицах в центре Петербурга являются единственным общественным видом транспорта. Тем более, что мы это уже проходили — сначала убрали с улиц трамваи, заасфальтировали трамвайные линии, а теперь снова возвращаем их, не найдя достойной альтернативы. Ведь заменить троллейбус другим общественным видом транспорта быстро не удастся. По статистике, "рогатые" сегодня ежедневно перевозят около 359 тысяч пассажиров, что составляет 10% от пассажиропотока метрополитена.

«Если мы завтра уберем троллейбусы с улиц, что чиновники смогут предложить нам взамен? Кто займет освободившуюся нишу? Надеюсь, что это будут не «маршрутки», - говорит Олег Белый. По мнению ученого, не стоит изобретать велосипед, а лучше присмотреться к опыту западных стран, где сегодня как раз наблюдается бурный рост развития общественного транспорта. Европейцы, например, уже поняли, что, когда общественный транспорт работает «как часы», то намного приятнее, комфортнее и удобнее ездить по городу в качестве пассажира, а не стоять в пробках.

Кстати, такой же позиции придерживается и председатель комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов. По его словам, ему, например, совершенно непонятно, почему вдруг троллейбус впал в такую немилость к властям. «Троллейбус доставляет на дороге неудобств ровно столько, сколько стоящий в «пробке» автобус или частный автомобиль. На мой взгляд, надо сегодня бороться не с уменьшением единиц общественного транспорта на улицах города, а, наоборот, увеличивать число троллейбусов, трамваев и автобусов, чтобы люди не стояли часами на остановках. И тогда многие автомобилисты с удовольствием последуют примеру своих западных коллег», - заявил он.

Получить какие-либо комментарии в подведомственных транспортных учреждениях о том, что думают они по поводу ухода с улиц города «рогатых», не удалось. Как заявили «Росбалту» в одном из троллейбусных парков, им строго-настрого запретили давать какие-либо комментарии на эту тему.

Хотя, "Росбалту", например, очень хотелось узнать, какая судьба теперь ждет водителей троллейбусов? Ведь по разным оценкам, в Петербурге на обслуживании "рогатых" трудятся 3-4 тысячи человек. Как город намерен их трудоустраивать? К тому же не совсем понятно, кто теперь ответит за "разбазаривание" бюджетных средств. Ведь, начиная с 2007-го года власти ежегодно закупали десятки новых троллейбусов, тратя на них по 300-600 млн бюджетных рублей... И, наконец, почему в очередной раз, принимая столь стратегически важное решение, не спросили мнения петербуржцев - нужен им «рогатый» троллейбус или нет.

Светлана Смирнова

Подпишитесь