Posted 24 марта 2011, 19:14
Published 24 марта 2011, 19:14
Modified 1 апреля, 09:03
Updated 1 апреля, 09:03
Минюст РФ отказал Пиратской партии России в регистрации. В министерстве заявили, что "пиратство" - это преступление (нападение на морское или речное судно), а в соответствии с ФЗ "О политических партиях", названия партий не должны ассоциироваться с уголовно наказуемыми деяниями. Как сообщил "Росбалту" вице-председатель партии Станислав Шакиров, это решение властей планируется обжаловать в суде, а пока несостоявшаяся партия будет вести работу в статусе общественной организации. Свою задачу "пираты" видят в том, чтобы сделать свободным некоммерческий обмен информацией в любом виде, в любой среде, на любом носителе.
С другой стороны, 25 марта на заседание Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) выносится вопрос о повышении эффективности взаимодействия участников инфокоммуникационной отрасли, гражданского общества и правоохранительных органов в борьбе за прекращение оборота противоправного контента в Интернете. "На заседании планируется выработать консолидированную позицию бизнес-сообщества по данному вопросу для ее дальнейшего представления в соответствующие органы государственной власти", - говорится в пресс-релизе РСПП.
Видимо, происходит традиционное весеннее обострение публичной борьбы с пиратством. При этом правообладатели не особо верят в способность общественных или компетентных организаций перекрыть кислород "флибустьерам" и сами пытаются защитить свои прибыли.
"Если говорить об интернет-пиратстве, то самый простой и эффективный способ - тщательный мониторинг торрентов вручную специально нанятыми сотрудниками, - пояснил "Росбалту" продюсер Влад Ряшин. - Пираты идут на хитрость, меняя название фильма, при этом бот (программа-робот, в данном случае ориентированная на поиск в Интернете нелегального контента) не распознает нелегально размещенную продукцию". По словам продюсера, отсрочить появление новинок у пиратов помогает, например, разделение работ между разными подрядчиками на этапе постпродакшена: кто-то занимается озвучанием, кто-то - созданием спецэффектов и т.д.
"Для взаимодействия с правообладателями в отношении анонимного пользовательского контента у нас уже давно есть отработанные процедуры, - в свою очередь сообщил пресс-секретарь "Яндекс" Очир Манджиков. - В соответствии с пользовательским соглашением, пользователь обязуется не загружать на наши сервисы незаконный контент, в том числе нарушающий авторское право". При поступлении жалобы на очевидно незаконный контент "Яндекс" сразу же блокирует к нему доступ. Если незаконность не очевидна, доступ к контенту временно блокируется, а его владельцу предлагается либо согласиться с жалобой и убрать спорный контент, либо предоставить свои контактные данные для предъявления жалобщику. Если пользователь не делает ни того, ни другого, контент удаляется.
В сферах, где вращаются меньшие суммы, вопрос противостояния вообще переходит на любительский уровень. "Целенаправленного отсмотра не ведем. Но при обнаружении случаев пиратства коллеги по цеху стараются уведомить друг друга", - рассказал участник группы карикатуристов "Нюанс" Вячеслав Шилов.
"Вопрос остро стоит в кинотеатральном прокате, где пираты могут нанести серьезный ущерб кассе фильма, особенно в первый уикенд. Это основная возвратная статья у продюсера, потому к кинопрокату более пристальное внимание, - поясняет Ряшин. - Если на киноновинку делается большая ставка на DVD-рынке, то DVD-дистрибуторы также предпринимают много усилий по противостоянию пиратам, в том числе мониторинг точек продаж и правовые методы борьбы". Однако, по оценке эксперта, если тираж DVD небольшой, то зачастую противостоять пиратам бессмысленно – чем дольше фильм находится в открытом доступе, тем больше его копируют и распространяют нелегально.
Владельцы контента теряют огромные деньги, но, похоже, они ничего сделать не могут. "У нас в компании подробности о деятельности такого рода считаются коммерческой тайной", - сообщил PR-менеджер Walt Disney company Russia & CIS Игорь Потапов. Что уж тут говорить про обладающих меньшим финансовым плечом книгоиздателей...
"Сегодня можно скачать любую игру, книгу или фильм в день официального выхода, а иногда и до премьеры", - констатирует Шакиров. Причем ему известны случаи, когда компании – разработчики игр ради пиара сами анонимно размещали в сети свой продукт, а потом инициировали публичные преследования потребителей. А ведь еще с год назад хотя бы на прокатный период фильма игрокам кинорынка удавалось пиратов сдерживать.
С другой стороны, пиратство находит не только идеологических, но и экономических адептов. Например, социальные сети. "Пиратский контент - это то, что привлекает в социальные сети значительную часть молодых пользователей. Именно поэтому "ВКонтакте" традиционно считается молодежной сетью, а "Одноклассники", где нет фильмов и музыки - сетью для людей постарше", - считает управляющий партнер агентства "Социальные Сети" Денис Терехов. Эксперт уверен, что удаление пиратского контента может привести к катастрофическим последствиям для соцсетей, которые ничем иным пользователей не удерживают. Не исключено, что потери пользователей будут доходить до 30-40%. Это не значит, что кто-то будет деактивировать аккаунт. "Просто упадет трафик, - констатирует Терехов. - Хотя давайте не будем обольщаться - пользователь всегда найдет нелегальный фильм, не в соцсети, так в торренте".
Конечно, официально пиратство сети не поддерживают. "В Контакте" всегда идет навстречу правообладателям, предоставляя им эффективный инструмент модерации контента по запросу, - пояснили "Росбалту" в пресс-службе. - Кроме того, сеть активно взаимодействует с площадками, транслирующими лицензионный контент". "Мы стремимся предоставить пользователям удобный инструмент просмотра лицензионного контента в рамках той среды, где они привыкли проводить большую часть времени, — ранее отметил замгендиректора "В Контакте" Илья Перекопский. — При таком подходе у них пропадет необходимость загружать к нам видеоролики, скачанные на внешних проектах".
Дескать, хотите – сами разбирайтесь с каждым из миллионов любителей нелицензионки, а мы тем временем будем их медленно-медленно перевоспитывать. Такую позицию правообладатели считают недостаточной. Им в принципе не по нраву, что новые технологии приводят к революции в правообладании. Суть которой в том, что если прежде посредником между киностудией, художником, писателем и потребителем выступали прокатчик, издатель или галерист, то теперь эта функция переходит к интернет-носителям.
В общем, ситуация патовая. Тем более, что в России жесткость законов компенсируется необязательностью их исполнения. И даже в случае предельного ужесточения законодательства, а также "выработки консолидированной позиции бизнес-сообщества" масштабы пиратства не уменьшатся.
Единственный выход – искать новые способы монетизации. И какие-то варианты сейчас нащупываются. "Осенью 2010 года "Яндекс" запустил и активно развивает сервис Яндекс.Музыка, на котором пользователи могут прослушать музыку удобно, легально и в хорошем качестве, - заявляет Манджиков. - Мы заключаем договоры с правообладателями – на сегодняшний день это более 50 международных и российских правообладателей. "Яндекс" планирует монетизировать сервис за счет рекламной модели".
"Возможных моделей довольно много: рекламная, поощрительные выплаты "заплати, сколько захочешь", абонемент, - констатирует Шакиров. - Впрочем, в России из-за неразвитости рынка платежных систем зачастую оказывается достаточно затруднительным процесс транзакций – перевода денег от удаленного частного лица к частному лицу".
В данном контексте интересен и эксперимент австралийской студии Distracted Media. Премьера отснятого ей фильма ужасов "Туннель" (19 мая), состоится не в кинотеатрах, а на "пиратских" сайтах. Как сообщает webplanet.ru, модель монетизации в данном случае основывается на предположении, что фильм понравится и пользователи торрентов отправятся в магазин за DVD-диском с дополнительными материалами. Кроме того, на сайте "Туннеля" функционирует не только магазин сувениров, но и раздел, где любой желающий за $1 может выкупить кадр из фильма. Из 135 тысяч кадров (90 минут экранного времени) к настоящему моменту продано около 30 тысяч. При этом покупатель не получает кадр в личную собственность, а лишь приобретает права на получение цифровой копии и ее некоммерческое использование/
Понятно, что все это – копейки по сравнению с тем, что кинопрокатчик мог бы заработать "по старинке". Но ведь революция в правообладании обязана привести к революции в способах получения денег с интеллектуальной собственности. И первый, кто на данном рынке изобретет революционно-монетизационное решение, станет богаче Билла Гейтса.
Игорь Чубаха