Posted 18 марта 2011, 14:31
Published 18 марта 2011, 14:31
Modified 1 апреля, 09:10
Updated 1 апреля, 09:10
В то время, как страны Евросоюза готовятся выполнять резолюцию Совета Безопасности ООН об установлении зоны запрета полетов в Ливии, власти Германии старательно подчеркивают свою непричастность к этим действиям. За это они удостоились порицания от соседей по ЕС и похвалы лично от Муаммара Каддафи.
Принятая минувшей ночью резолюция Совбеза ООН об ужесточении санкций против Ливии прошла, что называется, «со скрипом». Из 15 стран-членов Совета Безопасности за нее проголосовали 10, а 5 – воздержались. Как и предполагалось, в числе воздержавшихся оказались Индия и Бразилия, чьи представители не раз высказывали скептическое отношение к возможности вмешательства в ливийские события. Вопреки ожиданиям, Россия и Китай, постоянные члены СБ ООН, не воспользовались своим правом «вето» и попросту «умыли руки». Пятой страной, воздержавшейся от голосования, стала Германия – единственное государство ЕС, открыто выступившее против введения зоны запрета полетов в Ливии.
Министр иностранных дел ФРГ Гвидо Вестервелле, выступая после заседания Совбеза ООН, поспешил заявить, что немцы вообще не желают иметь с этим решением ничего общего: «Мы поддерживаем и приветствуем ужесточение санкций против ливийского режима, - заявил он, - но не намерены участвовать ни в каких военных операциях против Ливии». Скорее всего, немцы в ближайшее время даже отзовут свои фрегаты, патрулирующие в данный момент ливийские воды с целью эскортировать гражданские суда, вывозящие оттуда беженцев – впрочем, этим же в данный момент там занимаются боевые корабли Италии, Турции и Греции, так что без немецких ВМС они спокойно обойдутся, тем более, что основная масса беженцев старается покинуть Ливию по суше – через египетскую и тунисскую границы.
Остальные европейцы, похоже, всерьез собрались повоевать. Президент Франции Николя Саркози, собственно, подготовивший и «продавивший» в Совете Безопасности только что принятую резолюцию, поспешил заявить, что французские войска будут готовы к боевым действиям «в течении нескольких часов». Самолеты ВВС Франции могут патрулировать ливийское воздушное пространство, поднимаясь со средиземноморских баз на Корсике, а кроме того, по некоторым сведениям, из портов Тулона и Марселя в направлении ливийских берегов могут выйти два или три легких авианосца типа «Мистраль» - те самые, близнецы которых были недавно проданы России.
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон также заявил, что его страна еще до конца дня отправит свои боевые самолеты на средиземноморские пункты НАТО – прежде всего, на предложенные Испанией для этой цели военные базы Рота и Морон – на них может базироваться как авиация, так и флот. Даже маленькая Бельгия объявила о том, что перебрасывает на Мальту шесть полевых бомбардировщиков F-16.
Также о своем участии в патрулировании ливийского неба заявили, по сообщениям международных информационных агентств, Норвегия и Катар. Впрочем, о том, как это участие будет выглядеть, пока ничего не сообщалось. В любом случае, уже сейчас ясно, что основная тяжесть задачи будет, как обычно, возложена на плечи американцев.
К берегам Ливии из Красного моря спешно подтягивается боевая эскадра во главе с атомным авианосцем «Энтерпрайз». На его вооружении состоят 90 самолетов и вертолетов различных типов, а кроме того, сопровождающие его корабли обладают ракетами, способными держать под прицелом всю ливийскую территорию. ВВС Ливии, по сути, нечего противопоставить даже одному «Энтерпрайзу». На вооружении армии Каддафи в данный момент имеются 25 многоцелевых истребителей МиГ21-бис, 124 многоцелевых истребителей МиГ-23 различных модификаций, 40 истребителей-бомбардировщиков Су-22 (экспортный вариант разработанного еще в 1961 году Су-17) и четыре фронтовых бомбардировщика Су-24 МК, два из которых уже были потеряны: один сбили повстанцы, а один сгорел. Остальные машины можно попросту не считать, так как все они – либо учебные, либо транспортные. Перечисленные самолеты – в основном, устаревших модификаций, эффективные лишь против повстанцев, не обладающих достойными упоминания средствами ПВО.
Впрочем, Муаммар Каддафи в предстоящей схватке решил сделать ставку вовсе не на ВВС. Он заявил о том, что не намерен признавать решение Совбеза ООН, а вместо этого пригрозил «каждому, кто попытается развязать враждебные действия против законной ливийской власти» развязыванием боевых действий в Средиземном море. Теоретически, он вполне в состоянии выполнить свою угрозу: в составе ВМС Ливии есть две старые советские дизельные подлодки (проект 641), которые, при определенной доле везения, могут ускользнуть от боевых кораблей ЕС и США и атаковать средиземноморские трассы, нападая на грузовые суда и даже пассажирские лайнеры.
В том, что у Каддафи хватит решимости отдать подобный приказ, никто не сомневается. После взрыва в берлинской дискотеке La Belle и уничтожения пассажирского авиалайнера над шотландским Локерби он вряд ли остановится перед потоплением какого-нибудь гражданского судна, пусть даже с толпой пассажиров на борту.
Возможно, еще и поэтому европейцы столь единодушны в своем решении во что бы то ни стало блокировать Ливию, а французский президент Саркози уже сейчас заявляет, что «решения Совета Безопасности ООН – это лишь первый шаг», и призывает к нанесению бомбовых ударов по ливийским военным объектам. В принципе, сама резолюция Совбеза одной из своих формулировок дает возможность и подобного варианта развития событий. «СБ ООН, - говорится в ней, - наделяет государства, входящие в состав ООН, правом использовать все возможные средства для защиты гражданского населения Ливии и районов его проживания, которым грозит опасность нападения». Подобная формулировка, по идее, выходит за рамки простого запрета полетов, так как ее можно интерпретировать, например, следующим образом – защищать «районы проживания гражданского населения» не только от бомбежек, но и от артобстрелов, и от танковых атак, и от наемников-снайперов, чьими услугами столь охотно пользуется Муаммар Каддафи. А это значит – возможным бомбардировкам могут подвергнуться не только военные аэродромы, но и армейские базы, и сухопутные подразделения ливийской армии, и даже военно-морские силы Ливии. Тем не менее, резолюция содержит одно важнейшее ограничение: «Присутствие иностранных войск вторжения на ливийской территории в любой форме полностью исключается».
Что же касается русских, немцев и китайцев, то они удостоились похвалы из уст Муаммара Каддафи – за то, что не поддержали эту резолюцию Совбеза. Как заявил ливийский диктатор: «Когда моя армия закончит разбираться с ренегатами и предателями – мы вспомним, кто был нам другом в это трудное время».
Наверное, именно эта похвала и стала главной причиной того, что правительство Германии немедленно подверглось критике внутри страны. Впрочем, критикуют Ангелу Меркель и Гвидо Вестервелле, в основном, газетные и телеобозреватели, в то время как главные оппоненты правящей коалиции, социал-демократы и «зеленые», наоборот – поддержали нейтралитет ФРГ в этой истории.
Впрочем, если СДПГ ограничилась простыми словами похвалы в адрес канцлера и министра иностранных дел, то «зеленые» «требуют продолжения банкета». Они заявляют, что раз уж в Германии такое миролюбивое правительство, ему следует немедленно объявить о выводе немецких военных контингентов из Афганистана, Боснии, с Африканского Рога… И вообще – отовсюду, где только они ни находятся.
Борис Немировский
P.S. Пока материал готовился к публикации, МИД Ливии объявил о полном прекращении огня - но не в порядке исполнения решения Совета безопасности, а "чтобы защитить мирное население".