Posted 17 января 2011, 07:52
Published 17 января 2011, 07:52
Modified 1 апреля, 10:13
Updated 1 апреля, 10:13
В клинике Первого медицинского института погибает 22-летний юноша. Он и его родственники – адепты секты, которая запрещает переливание крови. Врачи в отчаянии: пациент может умереть в любой момент.
Молодой человек поступил в клинику Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И.П. Павлова в тяжелом состоянии, его доставила скорая помощь. Официально диагноз врачи не разглашают, но он и так уже известен: острый лейкоз. В любой момент для спасения жизни юноше потребуется сделать переливание крови, однако молодой человек и, по некоторой информации, его мать, категорически отказываются от этой манипуляции. Они оба – адепты секты Свидетелей Иеговы, а эта организация запрещает переливание крови даже по жизненным показаниям.
«Пациент находится в реанимации, у него тяжелое состояние и очень серьезный прогноз, но он полностью в сознании. При поступлении в стационар врач обязан проинформировать пациента о ряде манипуляций, которые ему предстоят. В нашем случае медики сообщили, что ему, скорее всего, для спасения жизни потребуется переливание крови. Пациент категорически отказался от этой манипуляции и подписал соответствующий документ, - сообщила «Росбалту» заместитель главного врача клиник по лечебной работе СПБ ГМУ им. И.П.Павлова Татьяна Курьянова. – Он вменяем, все остальное лечение он принимает. Но если потребуется переливание – а оно, скорее всего, потребуется, – врачи останутся перед сложным выбором. Мы обязаны уважать право пациента и считаться с ним».
Татьяна Курьянова
Врачи говорят, что случаи пересмотра позиции у иеговистов практически не бывает: как правило, эти люди очень последовательны в своих убеждениях и переломить их крайне сложно. В данном случае, по словам медиков, с пациентом говорил едва ли не весь персонал клиники: от лечащих врачей до профессоров и руководства института. Но он подписал не только документ под названием «Информированное согласие», но и дополнительный документ: отказ непосредственно от переливания крови и ее компонентов.
По информации «Росбалта», которую, впрочем, Татьяна Курьянова не стала комментировать, юноша сильно подвержен влиянию матери-сектантки, кроме того, система работы этой организации построена таким образом, что каждый ее член находится практически под постоянным и жестким контролем «надзирателей». Так что если бы даже сам мужчина или его мать прислушались к здравому смыслу и согласились на переливание, в секте об этом бы узнали. А это, согласно канонам братства, может повлечь ряд санкций, крайне нежелательных для покорной «паствы».
Татьяна Курьянова говорит, что у медиков нет оснований сомневаться во вменяемости мужчины и его родственников, поэтому тем более никакие меры принудительного воздействия здесь недопустимы.
«Нет оснований сомневаться в их неадекватности. У них такие убеждения, и мы вынуждены с ними считаться. Все остальные методы лечения они принимают. Но, видимо, надеются, что можно будет обойтись и без переливания крови. Да, служители этой организации соглашаются на искусственные кровезаменители, но они помогают далеко не во всех случаях. Бывают ситуации, когда только настоящая кровь может помочь спасти жизнь, - говорит Татьяна Курьянова. – Так что дальше наше дело: убеждать, уговаривать, и мы будем и дальше это делать».
Правда, времени остается все меньше и меньше. И врачи поставлены в очень непростую ситуацию. Получается, что если пациент умрет, то врач как профессионал не полностью сделал все, что мог и должен был сделать. Если бы он выполнил свой долг (то есть в данном случае каким-то образом обманул пациента и его родных и произвел определенные жизнеспасающие манипуляции), то тогда ему пришлось бы держать ответ перед пациентом и семьей: ведь он пошел против их воли. И закон будет не на его стороне.
На крамольный вопрос корреспондента «Росбалта», а не попытаться ли спасти жизнь человеку против его воли – то есть попросту сделать то, что должен, а дальше будь что будет – Татьяна Николаевна даже замахала руками. Такое нынче медикам представить невозможно. А ведь до сих пор врачи шепотом пересказывают историю 10-летней давности о своем коллеге – акушере одного из роддомов. Он, не выдержав, на собственный страх и риск взял и после очередных родов тайно произвел стерилизацию одной своей пациентке, которая в течение 9-ти лет каждый год рожала у него в больнице детей и каждого тут же сдавала в детский дом. Она была уверена, что роды очень омолаживают, сами дети ей были не нужны, а аборт она считала очень вредным для своего здоровья… Тот врач преступил закон и нарушил, вероятно, клятву Гиппократа. Но, говорят, потом даже суд ограничился для него лишь условным сроком, и мало кто сможет бросить в него камень, подумав о тех сиротах, которые бы наплодила эта женщина.
Сейчас получается, что что бы не решил врач – он все равно будет виноват. И ведь таких случаев немало. Как сообщила Татьяна Курьянова, за год в Первый мед поступает несколько пациентов, из-за веры отказывающихся от необходимого лечения. Доктор очень сдержанно комментирует, чем заканчивают такие больные. Впрочем, и самому догадаться несложно.
«Нам стала известна эта трагедия от нескольких родных молодого человека, которые не состоят в секте и чей разум не может согласиться с такой позицией, - сообщил «Росбалту» Виталий Питанов, сотрудник Православного апологетического центра, автор ряда книг и статей, посвященных современному сектантству и оккультизму. – Однако в течение нескольких часов они, похоже, пересмотрели свою политику и сейчас уже не склонны предавать ее широкой огласке. Но мы все равно провели пикет, чтобы обратить внимание на опасность тоталитарных сект для общества».
Впрочем, ни православный крест, ни красный медицинский в данном случае вряд ли помогут – тяжелый случай, как говорится. Между тем всего год назад Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга признал незаконным отказ матери, члена секты свидетелей Иеговы, от переливания крови ее сыну. В ноябре в ФГУ "Российский научно-исследовательский нейрохирургический институт Росмедтехнологий им. А.Л. Поленова" поступил 8-летний ребенок, которому требовалась операция. Однако мать мальчика из-за религиозных суждений отказала врачам в переливании крови ее сыну. Врачи обратились с иском в Куйбышевский районный суд города, и спустя сутки заявление было удовлетворено судом. Суд признал незаконным отказ матери в даче согласия на проведение переливания ему донорской крови и ее компонентов, разрешив проведение для лечения несовершеннолетнего ребенка необходимых медицинских действий. Ребенка удалось спасти.
В Первом медицинском о подобных прецедентах не слышали – здесь имеют дело только со взрослыми, которые сами за себя отвечают. И подать в суд на взрослого вменяемого пациента, не желающего жить по каким-то своим убеждениям, медики, к сожалению, не могут.
Марина Бойцова
Справка
Свидетели Иеговы отказываются от любых видов приема цельной крови и любого из четырех ее основных компонентов — эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и/или плазмы (данное установление не относится к искусственным кровезаменителям); от приема мелких фракций крови (таких как альбумин, иммуноглобулин, гемоглобин и т. п.).
Свидетели Иеговы полагают, что переливание крови “может дать немедленное и кратковременное продление жизни, но посвященному христианину это будет стоить вечной жизни”. В догматах секты говорится, что «родители-Свидетели должны оберегать от переливания крови не только своих детей, но и домашних животных. Для того, чтобы им не сделали переливание крови, пока они находятся без сознания, все Свидетели носят с собой карточку, на которой написано: “Я, ..., даю распоряжение о том, чтобы мне не делали никакого переливания крови, даже если врачи считают это жизненно важным для моего здоровья или моей жизни… Это соответствует моим правам пациента и моим убеждениям как Свидетеля Иеговы… Я освобождаю врачей… от ответственности за любые неблагоприятные последствия моего отказа… В случае потери мною сознания я уполномочиваю любого из свидетелей, указанных ниже, проследить за тем, чтобы придерживались моего решения”.
Общество Сторожевой Башни запрещает переливание крови, поскольку эта процедура якобы связана с употреблением крови в пищу. Свидетели Иеговы настаивают, что внутривенное переливание крови — это разновидность внутривенного питания.
Множество Свидетелей, в том числе и маленькие дети, заплатили жизнью за свою верность Обществу Сторожевой Башни. В журнале “Пробудитесь!” за 22 мая 1994 года были опубликованы рассказы о пяти детях, умерших вследствие отказа от переливания крови. В этих историях, своим тоном и стилем напоминающих рассказы о детях-мучениках викторианской эпохи, говорится о детях, которые вызвали уважение к обществу тем, что они якобы с радостью пожертвовали жизнью ради соблюдения правил Сторожевой Башни.
К несчастью, действительность зачастую выглядит куда печальнее. Одним из особенно ужасающих примеров того, как серьезно Свидетели Иеговы относятся к запретам Общества, является история Пола Близарда, бывшего надзирателя, который рассказывает о том, как переливание крови потребовалось его дочери. После того, как Близард смирился с постановлением суда о том, что его дочери будет перелита кровь, один из надзирателей сказал: “Я надеюсь, что твоя дочь получит с этой кровью гепатит”. Вскоре местное собрание Свидетелей отвернулось от Близарда и его жены, поскольку они отказались выкрасть девочку из больницы, чтобы она не получила кровь.