Posted 6 декабря 2010, 13:01
Published 6 декабря 2010, 13:01
Modified 1 апреля 2024, 10:51
Updated 1 апреля 2024, 10:51
Восьмичасовой рабочий день – это миф. Часть российских работников тратят на решение производственных задач больше, а часть – меньше этой официальной "нормы", и большинство руководителей об этом прекрасно знают. Проще говоря, и работодатели, и наемные сотрудники подспудно признают, что рабочий день занимает столько времени, сколько требует.
Так, по результатам опроса компании "КОРУС Консалтинг", только 27% топ-менеджеров работают по установленной КЗОТом норме. 61% работают от 9 до 14 часов в день, а 1% - больше 14 часов ежедневно. Менеджеры "высшего звена" готовы тратить больше личного времени на работу или ради карьерных перспектив, или чтобы удержаться на завидном месте.
Впрочем, и среди рядовых офисных сотрудников далеко не все четко соблюдают КЗОТ. "По моим оценкам, работать для выполнения своего плана более 8 часов в день приходится сотрудникам около 50% компаний, - сообщила "Росбалту" директор по развитию "Агентства Контакт"Алена Занегина. - Это может быть вызвано тем, что многие компании уже при планировании, в том числе финансовом, закладывают то обстоятельство, что менеджменту и персоналу компании приходится работать сверхурочно".
По словам эксперта, возможны и другие причины. Например, при планировании деятельности компании не учитываются временные затраты на отчетность, документооборот, согласование договоров и т.п. "Такая ситуация возникает часто, особенно в российских компаниях, - уточнила эксперт. - Сотрудники таких предприятий при планировании своей деятельности считают, что 100% своего рабочего времени они потратят на выполнение основной задачи, и не включают в свой план вспомогательную деятельность, вследствие чего им приходится тратить на нее сверхурочное время".
В итоге, по данным проведенного в этом году опроса HeadHunter, сверхурочно работают большинство россиян. "48% регулярно задерживаются на рабочем месте, еще 37% делают это время от времени, - уточняется в сообщении компании. - Кому-то приходится задерживаться до позднего вечера, а кто-то отказывается от выходных".
С другой стороны, среднестатистический российский работник, тем более офисный, давно научился тратить рабочее время с большей пользой для себя, чем для работодателя. Например, автор статьи в одной оптовой фирме вживую наблюдал следующую ситуацию. За компьютерами сидели три менеджера по продажам и делали ставки на ближайший входящий звонок (скорее всего, от потенциального покупателя). Один менеджер ставит 100 рублей, что звонок прозвенит семь раз (пока звонящему не надоест), второй – что девять, третий – от десяти и более. При этом поднять трубку и выслушать запрос никто из троих не собирался.
Конечно, не все работники настолько безответственны. Однако и патриоты своих компаний зачастую тратят рабочее время без толку. Например, как подсчитали социологи Superjob.ru, 41% россиян для включения в работу требуется от 5 до 10 минут. За это время они успевают выпить утренний кофе, просмотреть прессу, включить компьютер и почитать новости в Интернете. Почти каждый пятый сотрудник (21%) признался, что на "раскачку" ему требуется от 10 минут до получаса, 6% респондентов приступают к работе лишь через 30-60 минут после начала рабочего дня, а более часа перед началом работы сидит без дела 1% россиян.
Кроме того, трудиться без устали на протяжении всего рабочего времени может далеко не каждый. Весь рабочий день непосредственно на работу тратят 51% россиян. "Если хочешь получать достойную заработную плату, то нужно трудиться"; "Времени отвлекаться на посторонние дела нет", – комментируют они. Больше половины трудовых часов посвящают выполнению своих профессиональных обязанностей 37% опрошенных: "Иногда погружаюсь в работу с головой, иногда остаётся немного времени на личные дела"; "Перерыв на чай и походы за пирожками отнимают некоторое время"; "Нельзя работать постоянно, голове нужен отдых". Меньше половины рабочего времени посвящают работе 8% респондентов. Однако при этом многие из них утверждают, что успевают сделать больше других и работают на результат: "Я все делаю за 3-5 часов, поэтому мне необязательно сидеть в офисе целый день"; "Свою работу я организую таким образом, чтобы за короткое время сделать всё необходимое, причем сделать это качественно. У меня это получается!"
Но это - как повезет. Устроившись на новую работу, соискатель может оказаться перед неподъемным кругом должностных обязанностей, а может - перед пустяковым. И "разведку" для него никто проводить не будет. Так, по словам исполнительного директора Kelly Services CIS Ирины Кондратовой, ее компания не проводит собственный анализ, насколько работа "исполнима" одним человеком. "Если речь идет о постоянном персонале, то – нет, - уточнила Кондратова. - Наша задача – просто подобрать сотрудника, а его должностные обязанности, их распределение и загрузка – это прерогатива работодателя".
Мониторинг занятости проводится лишь в случае, если речь идет о кадровом аутсорсинге, "Скажем, если работодателю требуется обеспечить какой-либо производственный процесс, то консультанты анализируют количество необходимых сотрудников, распределяют нагрузку, - пояснила специалист. - Правда, самого заказчика эти вопросы, как правило, не затрагивают. Он заказывает исполнение той или иной услуги – для него важен конечный результат, а как он будет достигнут – это уже сфера ответственности агентства".
Игорь Чубаха