Posted 22 ноября 2010, 13:50

Published 22 ноября 2010, 13:50

Modified 1 апреля, 11:08

Updated 1 апреля, 11:08

«Музыкант - это тяжелая профессия»

22 ноября 2010, 13:50
У молодого скрипача Сергея Догадина уникальные профессиональные достижения. Его исполнение скрипичного концерта Яна Сибелиуса стало лучшим ответом тем, кто считает, что в России перестали появляться новые молодые «звезды» мирового уровня.

У молодого скрипача Сергея Догадина потрясающая биография и уникальные профессиональные достижения. В свои 22 года он лауреат девяти международных конкурсов, в том числе Международного конкурса им. Н.Паганини, Международного конкурса им. А.Глазунова, Международного конкурса им. А.Постаччини и других. Сергей сотрудничал с Лондонским симфоническим оркестром, Королевским симфоническим оркестром, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Симфоническим оркестром Капеллы Санкт-Петербурга и другими коллективами. Он гастролировал в Германии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии, Венгрии, Латвии, Турции, Эстонии и Голландии.

Недавнее исполнение Сергеем Догадиным и Симфоническим оркестром Капеллы скрипичного концерта Яна Сибелиуса стало лучшим ответом тем скептикам, которые считают, что в России перестали появляться новые молодые «звезды» мирового уровня.

- Вы лауреат множества престижных международных конкурсов. Как вам удалось в столь юном возрасте добиться таких потрясающих успехов?

- Вы знаете, конкурсы – это тема для отдельного, очень большого разговора. Я считаю, что конкурсы должны быть в жизни каждого музыканта, который хочет по-настоящему большой карьеры. Конечно, не могу сказать, что бы я относился к конкурсам с любовью. Концерты и конкурсы - это абсолютно разные вещи. И, в конечном счете, карьера исполнителя-солиста состоит из концертов, а не из конкурсов. Современные большие конкурсы - очень большое испытание для музыкантов, психологически очень тяжелое. Три-четыре тура, огромная программа, которую надо удержать в голове, как правило, несколько концертов с оркестром в финальных турах. Это действительно очень тяжело, и только немногие люди могут по-настоящему подготовиться и поехать на престижный конкурс.

- Вы сотрудничали с самыми разными коллективами. В чем особенность работы с Симфоническим оркестром Капеллы и его главным дирижером Александром Чернушенко?

- Я очень люблю этот оркестр, у меня в нем масса друзей и знакомых. Они прекрасные музыканты, и оркестр сейчас достиг очень хорошего уровня. В коллектив привлекается много молодежи, которая хорошо воспитывается, в оркестре есть по-настоящему талантливые ребята. С Александром Владиславовичем меня связывают много-много лет большой тесной дружбы, мы с ним много раз играли вместе, сотрудничали. Он замечательный музыкант, мне с ним каждый раз очень приятно работать.

- Чья музыка для вас наиболее сложна?

- Сложный вопрос. Вообще, легких композиторов и легких произведений не существует, каждое произведение можно оттачивать до бесконечности. Поэтому я не могу сказать, что для меня легче, а что нет. Я одинаково люблю и романтическую, и классическую музыку, и современную, XX век. И каждое произведение трудно, если относиться к нему серьезно.

- Вам выпала честь играть на скрипках Никколо Паганини и Иоганна Штрауса. Какие ощущения испытывает человек, когда держит в руках такие инструменты?

- Это уникальные ощущения, когда ты держишь в руках скрипку, которой касались руки великих музыкантов, возможно, самых великих скрипачей в истории. Паганини на сегодняшний день ни один скрипач не превзошел. Кроме того, это фантастические инструменты, они обладают уникальными характеристиками тембра. Очень мощный звук у скрипки Паганини, очень насыщенный, яркий. У инструмента Штрауса очень «сладкий» тембр, камерный звук. Конечно, с ним тяжело было бы исполнить, скажем, скрипичный концерт Сибелиуса, но для камерных концертов этот вариант изумителен.

- Ваше отношение к российской музыкальной критике?

- В основном, я сталкиваюсь с критиками на Западе. В России реже, потому что я редко играю здесь. Конечно, к критикам я отношусь не очень любезно, они иногда могут обвинить исполнителя в чем угодно на пустом месте. Евгений Кисин в одном из интервью рассказывал, как он однажды играл концерт в Москве, на его взгляд, лучший концерт, который ему удался в жизни. Но критика после этого концерта была просто ужасной. Отношения между музыкантами и критиками всегда очень тяжелые. Однако критики обладают огромной властью, они могут сделать из человека звезду, а могут его уничтожить понапрасну.

- Можно ли сказать, что за последние 10-20 лет классическая музыка в нашей стране перестала быть престижной?

- Думаю, что нет. Все-таки у нас в городе творят великие дирижеры, такие, как В.А.Гергиев, Ю.Х.Темирканов. Существует замечательный Академический симфонический оркестр филармонии, Капелла. Коллективы постоянно развиваются, и я считаю, что сейчас как раз идет не спад, а подъем отечественной культуры.

- Доводилось слышать мнение, что на классических концертах в зале крайне редко можно увидеть студентов музыкальных вузов. В чем причина?

- Это зависит от конкретного концерта и от конкретных студентов. Например, многие мои приятели достаточно часто посещают концерты, которые им интересно услышать, которые могут дать им новые эмоции, новые впечатления. Но безусловно, есть концерты, на которые не только молодежь, но и старшее поколение не пойдет. Все зависит от конкретного случая.

- Как привлечь молодежь на классические концерты?

- Это сложная задача, может быть, даже невыполнимая. Мало привлечь молодежь, нужно молодежь заинтересовать, а это очень трудно. У меня есть много знакомых, которые не учились музыке. И я понимаю, что достаточно тяжело привлекать на классические концерты людей из немузыкальной среды. Но, с другой стороны, есть люди, которые искренне любят классическую музыку, может быть, не понимая ее так, как понимает ее человек, имеющий специальное образование. И такие люди всегда будут ходить на концерты. И все-таки, классическая музыка - искусство элитарное, поэтому невозможно собирать на концерты по 20-30 тысяч человек, и такого не должно быть. Классическая музыка все-таки была и остается искусством для достаточно узкого круга людей. На мой взгляд, так и должно быть.

- Как вы относитесь к попыткам симбиоза классики и поп-музыки, к кроссоверу, к совместным выступлениям классических музыкантов с рок- и поп-исполнителями?

- Если поп-певец или рок-певец - выдающийся, легендарный, талантливый музыкант, то, наверное, интересно попробовать такое сотрудничество. С другой стороны, есть, например, английский скрипач Найджел Кеннеди, которого нельзя в полной мере назвать классическим музыкантом. Он умеет сочетать аспекты многих жанров, тем самым завораживая и привлекая все больше людей к своему искусству.

- Какая музыка и какие исполнители нравятся вам помимо классики?

- Не сказать, чтобы я любил какой-то определенный жанр или какого-то одного музыканта. Я люблю музыку под настроение. Например, мне очень нравится Адриано Челентано, Демис Руссос. Из наших – «Машина времени», Борис Гребенщиков. Мне может понравиться любой исполнитель, если он меня тронет.

- Принято считать, что музыканты в чем-то несчастные люди, поскольку у них практически не остается времени на самих себя. Находится ли у Вас время на досуг, хобби, увлечения?

- Хороший вопрос. Пока что время остается, но с каждым годом его становится все меньше и меньше. И я надеюсь, что мое свободное время продолжит сокращаться и сокращаться. Музыкант - это все-таки действительно тяжелая профессия. Если у музыканта большая карьера, скажем, 100-150 концертов в год, то ему еле-еле удается найти семь дней в году, чтобы отдохнуть. Остальное время занимают перелеты, переезды, концерты, репетиции. Но у меня еще есть свободное время, и я пока что наслаждаюсь этим обстоятельством.

Беседовал Виталий Филиппов

Подпишитесь