Posted 7 августа 2010, 15:44
Published 7 августа 2010, 15:44
Modified 1 апреля, 12:48
Updated 1 апреля, 12:48
Второй год 7 августа по всей России проходит акция "Суббота доноров". В этот день могут сдать кровь те, кто не может прийти на станцию переливания крови в будние дни. О том, почему доноров в России меньше, чем в других странах мира, и что делается для улучшения ситуации, рассказала заведующая отделением комплектации донорских кадров на Городской станции переливания крови Дарья Малышева.
- Акция "Суббота доноров" проводится в Петербурге уже во второй раз. Сколько людей стали донорами сегодня?
- Примерно так же, как в прошлом году. Около 100 человек.
- Вы работаете по субботам только раз в год?
- Наше учреждение уже давно пошло навстречу донорам. Не все могут уйти с работы в будние дни. Поэтому мы принимаем желающих сдать кровь каждую третью субботу месяца. Более того, в городе есть отделение переливания крови в Городской больнице Св. Преподобномученицы Елизаветы, где в понедельник и в среду принимают доноров во второй половине дня с 15 до 19 часов.
- В день акции на станцию переливания крови людей пришло больше по сравнению с другими субботами?
- Да, сегодня больше. Эта акция имеет всероссийский масштаб, координируется из Москвы, из Федерального медико-биологического агентства России. Она отличается тем, что идет массовая реклама донорства, привлечение СМИ.
В день акции у нас преобладают первичные доноры - очень много приходит людей, которые не сдавали раньше кровь. По итогам прошлого года, большая часть доноров, которые пришли к нам в первый раз в "Субботу доноров", потом пришли снова и стали нашими активными донорами.
Нам важно, чтобы люди не просто пришли один раз сдать кровь, а чтобы потом они нас регулярно посещали. Более того, на сегодняшний день актуален повторный приход через полгода. Это связано с тем, что из крови мы делаем компоненты (кровь целиком не переливается), и один из этих компонентов, плазма, должна храниться шесть месяцев, чтобы пройти проверку на вирусную безопасность. Через шесть месяцев после перовой сдачи донор приглашается либо на повторную сдачу крови, либо, если он не может, просто на анализ. Этот повторный анализ контролирует качество плазмы. Только после вторичной проверки плазма подлежит выпуску в лечебные учреждения. Поэтому мы делаем акцент на том, что донор должен вернуться в службу крови во второй раз. На сегодняшний день этот порядок принят для каждого донора в нашей стране.
- В России по статистике количество доноров на 1000 человек в разы меньше, чем в Европе и США (среднее количество доноров в России - 13 человек на 1000, в Европе - 40 на 1000, в США - 60 на 1000 человек - прим. ред.). С чем это может быть связано?
- Донорство, после развала системы агитации и пропаганды в 90-е годы, стало проблемой только врачей и больных. В таких условиях невозможно достичь высоких показателей, донорство должно быть на государственном уровне. После развала системы была утрачена практика агитации в вузах, работы с предприятиями. Привлечением доноров занимались исключительно выездные бригады службы переливания крови.
Сейчас идет возрождение государственной политики в области донорства, мы надеемся, что скоро наши показатели вырастут, но резкого роста не произойдет, поскольку это плавный процесс. Кроме того, у нас еще не до конца построен завод, который будет производить препараты крови (изготовляемые из плазмы). Когда этот завод будет запущен, мы должны достигнуть показателя 20-25 доноров на 1000 населения. Это важно и в плане национальной безопасности. Когда будет запущен завод, мы будем сами делать препараты крови, а не покупать их за рубежом (в Европе, Америке), что и дешевле, и безопаснее.
- Что может останавливать людей на пути к пункту сдачи крови? Боязнь крови, страх обморока, заражения, просто незнание?
- С одной стороны - незнание, невладение информацией. С другой - мифы и страхи. Эти мифы успешно развенчиваются. Один из мифов состоит в том, что донорство опасно для здоровья. Объем крови берется небольшой, что безопасно, не мешает жить дальше. Более того, кроводача в объеме 350-400 миллилитров - это отличная тренировка организма. Те люди, которые регулярно сдают кровь, легче переносят кровопотери, операции, травмы.
Существует еще такой миф, что донор может заразиться на станции переливания крови. Такого не может быть, потому что используются одноразовые инструменты. Заражение донора невозможно, но возможно заражение больного от донора, если донор умышленно скрыл свое заболевание. На сегодняшний день мы всеми силами уменьшаем процент заражения больных, и он постепенно близится к нулю.
- На данный момент наблюдается нехватка крови?
- Сейчас традиционная сезонная нехватка крови. Неслучайно суббота доноров проводится в августе. Те запасы крови, которые мы заготавливали в июне, подходят к концу, но доноры еще не приехали - не вернулись отпускники и студенты.
Нас не пугает этот ежегодный спад. Мы к нему готовимся, проводим регулярные акции с привлечением СМИ. Важно понимать, что нужно не раздувать панику, а постараться донести до доноров информацию, что нужно прийти и помочь. В общем, ситуация не критическая, но требует к себе пристального внимания.
Регулярно мы сами вызываем доноров. Дело в том, что не все компоненты крови могут храниться долго. Плазма может лежать в заморозке до 3 лет. Возможна заморозка эритроцитов, но процесс изготовления этого продукта очень трудоемкий, а сам продукт нельзя переливать людям помногу, так как при заморозке некоторые свойства утрачиваются. Запас замороженных эритроцитов используется в экстренных случаях. Незамороженные эритроциты хранятся недолго, до месяца - невозможно запасти их на все лето, нужно постоянно пополнять. Тромбоциты вообще хранятся до пяти дней. На них от нас ежедневно поступает заявка с указанием необходимой группы крови. Поэтому нам нужно иметь постоянных доноров. Мы всегда рады и первичным донорам, которые могут стать заменой тем людям, которые уходят из донорства по разным причинам: возраст, состояние здоровья, переезд, беременность.
Беседовала Марианна Ухорская