Posted 3 августа 2010, 13:40
Published 3 августа 2010, 13:40
Modified 1 апреля, 12:51
Updated 1 апреля, 12:51
Последняя неделя июля и начало августа выдались в России жаркими – не только с точки зрения установления температурных рекордов, но и из-за того, что борьба между разными «секторами» президентской администрации стала достоянием гласности. В это же время Дмитрий Медведев впервые публично не исключил, что в 2012 году президентом может стать не он и не Владимир Путин, а кто-то третий.
Индикатором превращения скрытого противостояния в российских правящих кругах в открытое стала отставка главы президентского Совета по правам человека Эллы Памфиловой. Этого давно добивались ее недоброжелатели, многие из которых, вероятно, по простому совпадению, были так или иначе связаны с первым замглавы администрации президента Владиславом Сурковым, например, участвовали в работе созданного при его покровительстве движения «Наши».
Еще весной текущего года ходили слухи о том, что состоявшееся в декабре 2009 года назначение известного адвоката Павла Астахова уполномоченным по правам ребенка в России имеет целью внедрение его в ряды официальных правозащитников, чтобы в будущем он мог заменить кого-то из них. Тогда говорили, что Астахова якобы продвигал Владислав Сурков, однако конечной целью всей «операции» была должность не главы Совета при президенте по правам человека, а уполномоченного по правам человека в РФ, ныне занимаемая Владимиром Лукиным.
Тут, кстати, следует отметить, что конфликт между Памфиловой и так называемыми политическими «охранителями» обострился в начале лета как раз в связи деятельностью Владимира Лукина – он выступил в защиту несистемной оппозиции, проводящей 31-го числа каждого месяца несанкционированные митинги в защиту права россиян на свободу собраний. И, несмотря на жесточайшую критику в адрес омбудсмена, немедленно последовавшую со стороны не только того же движения «Наши», но и некоторых депутатов и публицистов, президентский Совет по правам человека Лукина поддержал.
После этого публичная атака пошла уже не против Лукина, очень удачно ушедшего в июле в отпуск, а против лично Эллы Памфиловой. Правда, еще в середине месяца, принимая активное участие в работе российско-германского форума «Петербургский диалог», она про возможность своего ухода в отставку не говорила. Однако уже 30 июля стало известно, что Памфилова написала заявление «по собственному желанию». И, вопреки надеждам «либеральной общественности», Дмитрий Медведев эту просьбу удовлетворил. При этом на собранной в резиденции «Бочаров ручей» в Сочи специальной пресс-конференции в начале своего официального отпуска президент призвал не усматривать в отставке Памфиловой политической составляющей.
И ему, вероятно, следовало бы поверить, если бы его не пытались опровергнуть оппоненты бывшей теперь уже главы президентского Совета по правам человека. Наибольшую известность получили высказывания нового «идеолога» «Единой России» Алексея Чадаева, ранее долгое время работавшего в тесном контакте с Фондом эффективной политики Глеба Павловского, а затем, до перехода на постоянную работу в «партию власти», на короткое время «кооптированного» в президентскую администрацию.
Интерес именно к заявлениям Чадаева со стороны прессы неудивителен – сначала он буквально требовал отправить в отставку «вельможную истеричку» и «упырицу», как «идеолог» поименовал Эллу Памфилову. А позднее в его микроблоге появилась практически схема осуществления оппозиционной активности в России, имеющая целью добиться ухода из власти Владимира Путина.
Частично повторяя тезисы не столь давней, но уже слегка подзабытой пиар-кампании, направленной против Евгения Гонтмахера, потребовавшего отставки Владислава Суркова, или другой, более ранней, связанной с поиском «врагов «Плана Путина», - Чадаев заявил, что оппозиционный проект «Стратегия-31» — не народный протест, а «акция прикрытия для интриг группы чиновников Кремля». «Цель их интриги — делегитимация нашей политсистемы и возврат к ручному управлению страной, прикрытому имитационной «демократией на экспорт». Атака якобы идет, в первую очередь, на Владислава Суркова, но конечной целью имеет, разумеется, удаление с политического поля Владимира Путина.
Чадаев даже называет «инструменты» и главных действующих лиц этой интриги. Среди СМИ это газеты «Московский комсомолец», «Коммерсант» и «Ведомости». Ну а «мозгом» интриги, по утверждению Чадаева, выступает экс-глава президентской администрации Александр Волошин, которому помогала ушедшая в отставку Элла Памфилова и по-прежнему занимающая свою должность пресс-секретарь президента России Наталья Тимакова.
Предположения свои Чадаев из микроблога довольно быстро удалил, однако громкий резонанс им уже был обеспечен. Не говоря о том, что дополнительное внимание к ним привлекло позднее заявление «Единой России», официально объявившей «интригу Чадаева» личным мнением автора, а не позицией партии.
И главным итогом появления текста Алексея Чадаева можно считать «сигнал», который послан Наталье Тимаковой. И послан теми, кто выступает как минимум в защиту Владислава Суркова. Таким образом, существующий внутри администрации президента конфликт впервые вышел в публичное пространство. Причем, в довольно оскорбительной форме, поскольку и Чадаев, и незадолго до него пресс-секретарь движения «Наши» Кристина Потупчик говорили о защите демократии от неких «источников из АП в розовых платьях». А ведь, как отмечают СМИ, не так давно, во время поездки Дмитрия Медведева на Селигер, в его окружении лишь Наталья Тимакова была именно в розовом платье.
Тем не менее, несмотря на то, что конфликт прорвался наружу, он пока вряд ли получит серьезное продолжение. Памфилова ушла в отставку, и идет подковерная борьба за освобожденный ею пост. Сама экс-глава Совета просила назначить на ее место экономиста и известного либерала Александра Аузана, он также не против заменить ее на этом посту. Но Дмитрий Медведев на пресс-конференции перед началом отпуска в Сочи сказал, что рассматривается несколько кандидатур. Так что о чьей-либо победе тут говорить пока рано.
Тем более что на фоне замеченной всеми СМИ резко возросшей с начала лета пиар-активности Владимира Путина Дмитрий Медведев неожиданно в ходе все той же пресс-конференции озвучил версию решения «проблемы-2012», которую ранее можно было услышать только от некоторых политических аналитиков. Речь идет о том, что кандидатом от правящей элиты могут стать не сам Медведев и не Путин, а кто-то третий.
«Не знаю, что будет, не знаю, кто будет баллотироваться, - сказал президент по поводу выборов 2012 года. - Это может быть Медведев, может быть Путин, а может быть кто-то третий». Причем некоторые информагентства подали это в таком ключе, что глава государства хотел бы избежать борьбы близких по духу политических сил в 2012 году. Тем самым возможность такой борьбы как бы не исключается.
Политологи, разумеется, в большинстве своем, если не считать тех, кто ранее говорил о возможности проведения новой операции «Преемник», лишь удивились странному заявлению Медведева в Сочи. В частности, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов предполагает, что тема появления «третьего» кремлевского кандидата прозвучала только потому, что и президент, и премьер вынуждены каждый раз подбирать варианты ответов на вопрос, на который на самом деле не хотят отвечать.
Но даже если это и так, то непонятно, почему эта тема прозвучала именно сейчас, когда, по мнению западных и российских СМИ и аналитиков, Владимир Путин стал резко наращивать пиар-активность. Напомним, премьер принял участие в акции байкеров в Крыму, неожиданно зачем-то встретился с российскими шпионами, высланными из США, а сейчас ездит по стране, координируя борьбу с лесными пожарами, к которым его правительство и, в частности, МЧС, судя по всему, оказалось неподготовленным.
Все это многие эксперты квалифицируют как подготовку к думской предвыборной кампании 2011 года и выборам президента в 2012 году. И тут вдруг, на фоне этой активности, странное заявление Медведева о возможности появления «третьего» кандидата на президентских выборах. Слишком уж похоже на какой-то сигнал то ли Путину, то ли обществу, то ли собственной администрации, которая наверняка продолжит «подковерную» борьбу после завершения пожаров и начала осенью нового политического сезона. Вот только пока непонятно, что же президент хотел им дать понять?
Иван Преображенский