Posted 12 июля 2010, 06:36
Published 12 июля 2010, 06:36
Modified 1 апреля, 13:09
Updated 1 апреля, 13:09
ВАШИНГТОН, 12 июля. Решение об аресте фигурантов дела «русских шпионов» было принято после телефонного разговора Анны Чапман с отцом.
Как пишет The Washihgton Post со ссылкой на источники в правоохранительных органах и разведслужбах США, 26 июня Анне Чапман под видом российского разведчика позвонил сотрудник ФБР и сказал, что она должна встретиться с ним в Нью-Йорке. Как уточняет Lenta.Ru, встреча агента ФБР с Чапман была частью разработанной спецслужбами операции, в ходе которой планировалось спровоцировать российских «нелегалов» и получить доказательства того, что они занимаются шпионажем. Спецслужбы со схожими целями планировали использовать и еще одного фигуранта дела «русских шпионов» - Михаила Семенко.
Однако звонок агента ФБР вызвал подозрение у Чапман - ранее она не встречалась лично с «разведчиками», а лишь обменивалась зашифрованными посланиями через компьютерную сеть. В ходе встречи, на которую Чапман все-таки пришла, агент ФБР, представившийся «Романом», сообщил, что она должна передать фальшивый паспорт «российскому нелегалу». Поручение «разведчика», пишет издание, лишь укрепило подозрение Анны - ранее она не получала подобные задания.
Именно после встречи с «Романом» Анна Чапман и купила мобильный телефон с контрактом, указав в документах фальшивое имя. С этого телефона, разговоры по которому отслеживали американские спецслужбы, Чапман позвонила отцу в Москву, рассказала о встрече с «Романом» и сообщила, что «близка к провалу». Отец Чапман - сотрудник МИД РФ Василий Кущенко, которого издание называет «ветераном КГБ», посоветовал дочери отказаться от данного «Романом» задания, а выданный «разведчиком» фальшивый паспорт отнести в полицию. Анна Чапман прислушалась к словам отца и днем 27 июня принесла фальшивый паспорт в одно из отделений полиции в Нью-Йорке. Полицейские вызвали в отделение сотрудников ФБР, которые, задав Чапман несколько вопросов, взяли ее под стражу.
Разговор Чапман с отцом, пишет The Washihgton Post, произошел накануне планируемого отъезда из США Ричарда Мерфи - еще одного фигуранта дела «русских шпионов», который к тому моменту уже находился под наблюдением спецслужб. По данным ФБР, Мерфи собирался сначала отправиться во Францию, а уже оттуда улететь в Москву на встречу с кураторами из СВР. Существовали опасения, что после того, как Чапман сообщила отцу о подозрительном «Романе», Мерфи останется в России, а остальные фигуранты дела «русских шпионов» получат приказ либо немедленно покинуть США, либо получить убежище в российских диппредставительствах на территории Соединенных Штатов. Чтобы избежать такого развития событий, было принято решение взять под стражу всех фигурантов дела «русских шпионов», несмотря на отсутствие доказательств их работы на российскую разведку.
Напомним, в деле «российских шпионов» Анна Чапман оказалась самой заметной фигурой. Информацтю о ней в СМИ слил ее бывший муж - британский психолог Алекс Чапман. Он поведал, что Анна как-то призналась в том, что ее отец Василий Кущенко — бывший высокопоставленный сотрудник КГБ СССР. Чапман представила Алексу отца, когда тот работал в Зимбабве дипломатом. Алекс рассказал, что Кущенко никому не доверял, не представлял зятя другим русским и находился под усиленной охраной по сравнению с другими дипломатами. Британец считает, что отец полностью контролировал жизнь Анны, и она была готова ради него на все.
По словам 30-летнего британца, под конец их отношений (супруги развелись в 2006 году) Анна стала очень скрытной и часто ходила на встречи с русскими друзьями. Чепмен предполагает, что уже тогда она сотрудничала с российским правительством, поэтому не был сильно удивлен, когда бывшую супругу арестовали как шпионку.
«Шпионский скандал» в США представил Анну Чапман, которую некоторые называют роковой женщиной разведки, коварнее Марии Медичи.
Напомним, в конце июня 2010 года Департамент юстиции США объявил об аресте 11 человек, которые, являются российскими разведчиками, работавшими в Соединенных Штатах нелегально. Это произошло спустя несколько дней после государственного визита президента РФ в США.