Posted 19 мая 2010, 14:54
Published 19 мая 2010, 14:54
Modified 1 апреля, 13:49
Updated 1 апреля, 13:49
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 19 мая. В Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) признают, что система госзакупки лекарств в России несовершенна.
Так, средняя стоимость рецепта в программе ОНЛС (обеспечения необходимыми лекарственными средствами) сегодня составляет 723 рубля, тогда как в 2005 году составляла 262 рубля. Об этом на проходящем в Петербурге 16-м Всероссийском фармацевтический форуме заявила врио руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова.
При этом, по ее словам, в ряде регионов отмечена высокая стоимость рецепта. Так, в Московской области она равняется 1 тыс. 206 рублей, а Воронежской — 1 тыс. 174 рубля. В Санкт-Петербурге — 1 тыс. 446, а в Ленобласти даже 1 тыс. 527 рублей. В Дагестане — 1 тыс. 275, а в Чеченской республике — 1 тыс. 176 рублей.
Численность граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде льготного лекарственного обеспечения, с 14,8 млн человек в 2005 году снизилась до 4,2 млн к 1 января 2010 года, а к первому апрелю выросла до 4,4 млн. Как уточнила Тельнова, на I квартал 2010 года выделено дополнительно 1,7 млрд рублей в связи с увеличением количества льготополучателей на 230 тыс. человек.
По оценкам Росздравнадзора, проводящийся мониторинг уровня цен на лекарственные средства, относящиеся к ЖНВЛС во-первых, позволил привлечь внимание участников фармацевтического рынка и общественности к проблемам ценообразования на лекарственные средства, наиболее остро проявившимся в виде повышения цен в условиях экономического кризиса.
Во-вторых, мониторинг показал несовершенство существующей системы ценообразования на лекарственные средства. В-третьих, доказал необходимость введения контроля за соблюдением правил ценообразования.
Анализ торговых надбавок на лекарственные средства, действующих в регионах РФ, подтвердил высказанное ранее предположение, что, несмотря на значительные различия в климатогеографических и социально-бытовых условиях субъектов, собственно региональные отличия не оказывают существенного влияния на механизмы ценообразования и затраты на логистику.
Превышение цен на одни и те же препараты в сегменте государственных закупок (в рамках программ ОМС и лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан) над ценами в коммерческом сегменте продемонстрировало необходимость усиления контроля со стороны государства за закупками лекарственных средств за счет бюджетных средств, особенно, в госпитальном сегменте фармацевтического рынка.
В Росздравнадзоре существующую систему формирования лотов при проведении аукционов по закупкам лекарственных препаратов считают несовершенной и способствующей закупке дорогостоящих импортных препаратов даже при наличии отечественных аналогов.
«Декларируемая система преференций в отношении продукции отечественных производителей на практике в настоящее время не реализуется», - констатировала Тельнова.