Posted 1 марта 2010, 16:54
Published 1 марта 2010, 16:54
Modified 1 апреля, 14:45
Updated 1 апреля, 14:45
Прокуратура города Череповца выявила серьезные нарушения в порядке эксплуатации радиоизотопных приборов БГИ-75 заводом «Череповецкий азот», входящим в группу «ФосАгро». БГИ-75 – это промышленный измерительный прибор, который используется для измерения уровня заполнения жидким аммиаком железнодорожных цистерн. Количество радиоактивных материалов, содержащихся в приборах, более чем достаточно для того, чтобы сделать непригодным для жизни крупный город.
«Череповецкий азот» использует 18 блоков БГИ-75. Каждый из них представляет собой камеру весом 83 килограмма, сердечник которой - радиоактивный цезий-137. Период полураспада этого элемента – 30 лет. В природе он не встречается. Если он и попадает в окружающую среду, то только в результате либо ядерных испытаний, либо аварий на предприятиях атомной энергетики. Так, на долю этого изотопа в общем загрязнении радионуклидами в результате чернобыльской аварии пришлось приблизительно 15%.
Цезий-137 – опасный высокорадиоактивный материал. Даже укрытый внутри контейнера БГИ-75, он «светит». Долго находиться рядом с таким контейнером крайне опасно для здоровья: в его зоне излучение приблизительно в 200 раз превышает предельно допустимую норму. Ну а уж если порошок цезия извлечь из контейнера, то последствия могут быть катастрофическими.
Известна история с радиоактивным заражением, которое произошло в 1987 году в бразильской провинции Гояния. В результате хищения детали из установки для радиотерапии в контакт с несколькими граммами порошка цезия-137 вступило большое количество людей. Из них пострадали приблизительно 250 человек, часть из которых умерли в течение первого месяца. В результате происшествия около 3000 кубических метров почвы было загрязнено радиоактивным изотопом цезия, и эта почва была захоронена в двух холмах в предместьях города. Безопасно находиться в районе этих холмов можно будет снова только через 300 лет.
К цезию-137 давно проявляют повышенный интерес террористы. Ведь это - идеальный материал для создания так называемой «грязной атомной бомбы». Достаточно распылить несколько килограммов этого порошка, чтобы на десятилетия сделать непригодным для жизни большой город. В начале 2001 года правоохранительным органам удалось предотвратить сделку по продаже блока БГИ-75, который преступники пытались сбыть в Москве неким ближневосточным покупателям за $1,5 млн. И это при том, что промышленная цена блока не превышает 100 тыс. рублей.
Очевидно, что эксплуатация радиоизотопных приборов БГИ-75 должна производиться с соблюдением всех предосторожностей, как с точки зрения техники безопасности, так и с точки зрения их охраны. Разрешение на использование приборов выдается только государственными лицензирующими органами. Однако ОАО «Череповецкий азот» решило не утруждать себя подобными хлопотами, и опасные приборы эксплуатировались без лицензии.
Видимо, соблюдение правил техники безопасности интересует собственников и менеджмент «ФосАгро» значительно меньше, чем прибыль, которую можно получить благодаря эксплуатации опасной техники. Все остальное – условия труда и жизни сотрудников и безопасность страны в целом - воспринимается недобросовестными компаниями как неприятное лишнее обременение, которое им хочется снизить до минимума.
Увы, зачастую им это удается. Даже несмотря на то, что прокуратура вынесла постановления о возбуждении дела об административном правонарушении на «Череповецком азоте», максимальный штраф, который может грозить предприятию, составляет 50 тыс. рублей (по статье 14.1 Кодекса об административных правонарушениях). Очевидно, что эта сумма слишком мала, чтобы пробудить в собственниках завода чувство ответственности за собственный бизнес.
Игорь Евгеньев