Posted 2 ноября 2009, 13:27
Published 2 ноября 2009, 13:27
Modified 1 апреля, 16:06
Updated 1 апреля, 16:06
Алексей Гардоцкий, член банды бывшего депутата петербургского ЗакСа Юрия Шутова, сознался в убийстве вице-мэра Петербурга Михаила Маневича, совершенном в 1997 году. Как сообщает «Фонтанка», арестованный в 2007 году Гардоцкий сообщил следователям, что Маневича ему приказал убить бригадир ОПГ Андрей Зарипов, также арестованный в 2007 году. При этом Андрей Зарипов якобы находился на месте убийства Маневича, руководя действиями Гардоцкого по радиостанции. Кроме того, передвижения вице-губернатора отслеживали еще двое соучастников.
О показаниях Гардоцкого уже проинформированы президент России Дмитрий Медведев, генеральный прокурор Юрий Чайка, глава СКП Александр Бастрыкин, министр МВД Рашид Нургалиев, директор ФСБ Александр Бортников. Сейчас решается вопрос, какое ведомство будет проводить расследование.
Алексею Гардоцкому 38 лет. Он родился в Ростовской области, окончил Ленинградское высшее военно-политическое училище ПВО имени Андропова, некоторое время служил в Таджикистане. Про других участников убийства Маневича ничего не сообщается. Напомним, Михаил Маневич был смертельно ранен утром 18 августа 1997 года, когда направлялся на работу в Смольный. Вице-губернатор вместе с женой находился в служебном автомобиле «Вольво». Когда автомобиль выезжал на Невский проспект с улицы Рубинштейна, неизвестный снайпер открыл огонь из чердачного окна дома 76 по Невскому проспекту. Пули попали Маневичу в шею и грудь, и он скончался по дороге в больницу.
Городская прокуратура возбудила уголовное дело по статье 105, часть 2 — «Убийство с отягчающими обстоятельствами». Следствие выдвинуло три предварительные версии убийства — профессиональная деятельность (пять лет при непосредственном участии Маневича решались все вопросы, связанные с приватизацией и городским имуществом), личные мотивы и криминальные разборки.
Признание Гардоцкого - это успех, но такие показания можно было добыть гораздо раньше, считает бывший начальник криминальной милиции и ГУВД, депутат ЗакСа Аркадий Крамарев. По его словам, дело об убийстве Маневича слишком сильно затянуто, и факты, способствующие его раскрытию, могли бы появиться в первый год после преступления. В то же время, он считает, что правоохранители оказались на высоте. "Шведы расследуют убийство премьер-министра Улофа Пальме до сих пор, и не могут достичь результатов", - привел пример эксперт. Относительно личности самого Юрия Шутова Крамарев высказался категорично: "Средства массовой информации пытались изобразить его в качестве политика. Какой он к черту политик? Бандитом он был, и это было ясно уже тогда".
По мнению адвоката Юрия Шмидта, признание Гардоцкого может привести к раскрытию дела. Как отметил адвокат, Гардоцкий ничего не сказал о Юрии Шутове, но главарь банды несет ответственность за все совершаемые ее членами действия, и без его согласия убийство Маневича состояться не могло.
Шмидт считает, что, скорее всего, признание в убийстве вице-губернатора правдиво. "Признаться в таком преступлении, как убийство политического деятеля, под чьим-то нажимом и влиянием, то есть оговорить себя, вряд ли возможно. Ведь последующая за этим проверка выявит все нестыковки. То есть для того, чтобы тебе поверили, нужно назвать много мелких деталей, которые должны совпасть", - пояснил адвокат. Ложное признание может оказаться точным во всех деталях только в случае злоупотреблений следователей, намеренных "повесить" на человека, подозреваемого в нескольких убийствах, еще один труп. "Однако это более характерно для преступлений, раскрываемых по "горячим следам", - отметил Шмидт.
Любопытно, что в этом году ожили надежды следствия и общественности по поводу другого резонансного дела - об убийстве в 1998 году депутата Госдумы Галины Старовойтовой. Это произошло после того, как в июне в Петербурге был арестован экс-депутат Госдумы РФ от ЛДПР Михаил Глущенко. Сейчас он обвиняется в организации убийства авторитетного предпринимателя Вячеслава Шевченко, его делового партнера Юрия Зорина и их переводчицы на Кипре в 2004 году, а также в вымогательстве $10 млн. Впрочем, идти по стопам Алексея Гардоцкого "Миша-Хохол" не хочет - он решил защищаться активно и опровергать версию следствия о своей причастности к кипрскому убийству.
По словам бывшего помощника Старовойтовой, правозащитника Руслана Линькова, Михаил Маневич получал угрозы от банды Юрия Шутова - об этом сам Маневич рассказывал Старовойтовой в 1997 году. Как пояснил Линьков, Маневич противостоял комиссии по проверке и анализу итогов приватизации, созданной тогдашним председателем Госдумы РФ Геннадием Селезневым. "Эта комиссия была сборищем представителей преступных сообществ, ее незаконно возглавил Юрий Шутов, а секретарем стал помощник депутата Госдумы Михаила Глущенко. Тогда же от Михаила Маневича потребовали, чтобы он ввел от города в совет директоров компании ПТК Шутова, но Маневич отказывался это сделать, несмотря на угрозы. Маневич считал, что допуск Шутова на такую должность был бы уголовным преступлением с его стороны, как чиновника", - рассказал Линьков.
Линьков отметил, что в августе 1997 года перед соратниками Маневича остро встал вопрос о его эвакуации из Петербурга, были проведены переговоры по поводу его перевода на новую должность в Москву. Однако сделать это попросту не успели - утром 18 августа вице-губернатор был убит.
Косвенным подтверждением того, что дела об убийстве Маневича и Старовойтовой тесно связаны с действиями банды Шутова, служат и слова бывшего главы РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса, который был близким другом семьи Маневичей. На похоронах Маневича Чубайс не скрывал слез и пообещал, что совершивших это убийство найдут, чего бы это ни стоило. В конце 2006 года он заявил журналистам : "Я выполнил все, что я обещал, слово в слово. Организаторы убийства Маневича сидят пожизненно». Называть фамилии Чубайс не стал, однако именно в этом году Юрий Шутов получил пожизненный срок.
В любом случае, с уверенностью говорить о том, что Алексей Гардоцкий является "автором" убийства Маневича, пока рано. Напомним, в апреле 2004 года пойманные милиционерами некие братья Андрей и Сергей Челышевы признались в убийстве Маневича, но потом отказались от своих показаний. Тогда же в питерском УФСБ заявили, что в ходе расследования удалось резко сузить круг подозреваемых, а также получить сведения, дающие основания полагать, что убийство Маневича связано с его профессиональной деятельностью на посту председателя КУГИ администрации Петербурга. Однако реальных успехов следствие так и не достигло.
Глеб Иванов