Posted 15 июля 2009, 09:20
Published 15 июля 2009, 09:20
Modified 1 апреля, 17:22
Updated 1 апреля, 17:22
Город Сочи принял закон о генеральном плане. Это один из актов так называемой драмы под названием «Олимпиада-2014».
Разговор короткий
В начале июня оргкомитет "Сочи-2014" подписал с международной организацией по охране окружающей среды UNEP своеобразный «меморандум о ненападении». В нем черным по белому было выражено обоюдное намерение сторон объединить усилия в области природоохранной деятельности.
Похоже, российская сторона взвалила на себя непосильную ношу - закон о генплане принят без одобрения Минприроды. Госэкологи, видите ли, не желали отдавать национальный парк Сочи на растерзание строителей. Они не хотели идти даже на малые уступки - признать законным беззаконие и отступиться от застроенных вопреки нормам территорий парка, отказаться от площадей, которые были зарезервированы нацпарком при межевании и куда попали населенные пункты.
Это очень сильно раздражало мэра города Анатолия Пахомова. Он сделал вывод - Минприроды их «водит за нос». Поэтому было решено «принимать генплан с разногласиями», заявил чиновник журналистам накануне прохождения закона через парламент. Мэр как в воду глядел – на следующий день, действительно, закон был принят единогласно. В связи с этим возникает вопрос, а стоит ли в условиях кризиса содержать высокооплачиваемый депутатский корпус, если процесс законотворчества начинается и заканчивается в кабинете мэра. Может, сэкономленные на этом деньги пустить на модернизацию загибающейся инфраструктуры старого города, до которого, как пить дать, руки у чиновников не дойдут?
Да и статус министерств РФ тогда не очень понятен применительно к городу Сочи. «Если Минприроды не устраивает, пусть подает в суд», - заявил Пахомов. Мол, ознакомили с документом, не нравится – ну, извиняйте?
Зеленый аргумент
Генплан неоднократно «прошелся» по Сочинскому национальному парку - через его территорию планируется провести железную и несколько автомобильных дорог. А в зоне Кавказского заповедника в непосредственной близости от объекта Всемирного природного наследия "Западный Кавказ" будет строиться подъездная дорога на хребет Псехако. Кроме того, генплан предусматривает строительство намывных территорий: "Остров Федерация" и "Хомар", а также двух грузовых портов в Имеретинской низменности. Удлинение взлетной полосы Адлерского аэропорта приходится на территорию Мзымтинского месторождения пресных вод.
Все это крайне трудно назвать «объединением усилий в области природоохранной деятельности». Поэтому зеленые и призывали правительство РФ, мэрию Сочи и городское собрание отказаться от принятия генплана и доработать его с учетом российского и международного права.
Проблемы города
В Сочи многое требует изменений. Инфраструктура города рассчитана на 240 тысяч постоянно проживающих человек. И это - при нормальном фукционировании систем жизнеобеспечения. Сегодня в нем проживает более 400 тыс. человек, во время Олимпиады ожидают еще 250 тыс. При этом более половины сетей водоснабжения и канализации полностью изношены. Остальные – тоже не в лучшем виде. Почти 80% стоков попадают в море неочищенными.
Побережье Черного моря относится к первой и второй зонам санитарной охраны, в которых закон запрещает размещать мусорные полигоны. Тем не менее их на побережье насчитывается семь, из которых два – в Сочи. Кроме того, в Анапе, Геленджике и Туапсе планируется построить шесть мусоросжигательных заводов.
По мнению активистов Экологической вахты по Северному Кавказу, программа подготовки к Олимпиаде не решает накопившие проблемы, а добавляет новые – усиливается экологическая нагрузка и социальная напряженность.
Инвесторы-олимпийцы
К Олимпиаде-2014 планируется построить 13 спортивных комплексов. В основном они разместятся в Имеретинской низменности. Там же появятся два грузовых порта. Был принят «олимпийский закон» об упрощенном порядке изъятия земельных участков.
Экологи обращают внимание на то, что низменность является местом отдыха редких перелетных птиц. Порты ставят крест на идее создания здесь орнитологического заказника. Уничтожаются теплицы, в которых снимали урожай три раза в год, вырубаются сады и рощи. Людей сгоняют с земли - ее забирают прямо «из-под ног». Суды изымают землю под домами, объявляя постановление мэра Сочи о формировании земельных участков недействительными.
«Необремененная» земля стекается к ООО "Рогсибал". Вплоть до 2006 года это была скромная "золушка", выращивавшая корнеплоды в Московской области. И вот спустя несколько лет фирма обнаруживается на берегах Черного моря в районе Сочи в качестве одного из основных действующих лиц государственной программы строительства олимпийских объектов. При этом, напомним, государством было принято беспрецедентное решение поддержать инвесторов-олимпийцев из Фонда национального благосостояния, созданного для покрытия дефицита бюджета и Пенсионного фонда.
Петербург - Сочи
Чиновники обещают, что с принятием закона о генплане жизнь будет идти в согласии с ним. Петербург, например, уже пережил эту эйфорию. Как показала практика, генплан - не панацея от беззакония. И вообще между Петербургом и Сочи очень много общего – и действующих лиц, и сценариев развития событий. Взять хотя бы обеспечение охраны объектов Всемирного наследия. К обоим «охранникам» у ЮНЕСКО большие претензии.
Схожесть между городами усматривает и директор Центра экспертиз "ЭКОМ" Александр Карпов. В частности, в сценарии: во имя мифического общего блага раскручивается и реализуется проект, в котором на деле заинтересованы отдельные крупные корпорации. И в раскрутке этих «благ» ключевую роль играют должностные лица.
По его мнению, симптоматично, что и в Петербурге («Охта центр»), и в Сочи с подобными проектами связан «Газпром». В последнее время компания часто затевает мега-проекты в непрофильной сфере деятельности - недвижимости. И очень часто они вызывают сильнейший общественный протест. Более того, скандал выходит на международный уровень, не с самой лучшей стороны характеризуя Россию.
Любопытно, что инспекторов МОК, посетивших Сочи в начале года, разместили в апартаментах газпромовской турбазы "Альпика-Сервис" - подальше от людей. Для верности – выставили охрану автоматчиков. У «Газпрома» как-то нервно складываются отношения с народом. Вот и общественные слушания по строительству «Охта центра» проходили под присмотром ОМОН.
Эти «благо-проекты», продолжает проводить аналогию эксперт, получают статус стратегических, и тут им «сам черт не брат». Под них начинают подгонять законы всех уровней, вплоть до федеральных. Так, под строительство олимпийской столицы было сильно изменено законодательство РФ в сфере охраны окружающей среды. Если раньше на особо охраняемых территориях было запрещено любое строительство, то сегодня оно возможно при условии проведения экологической экспертизы, ставшей, по сути, фиговым листком, заметил директор Центра экспертиз.
Чиновники пытаются оправдать законодательные «отступления» тем, что проекты якобы дают региону толчок к развитию. На деле, как правило, получается противоположное — культурное наследие теряем, естественные ресурсы исчерпываем, считает Карпов.
Очень субъективный подход и в отношении самостроя, который по определению нарушает закон.
Но если законодательство не работает, уступая место субъективизму чиновника, то получается, что государство как система не срабатывает. Что федеральная власть не способна защитить интересы народа от посягательств инвесторов, приходит к печальным выводам эксперт.
А где-то Олимпиада добавит зелени
Если в Сочи под кличем «Олимпиада» в рамках генплана идет наступление на заповедные места, то в Лондоне, который будет принимать главный спортивный праздник в 2012 году, наоборот - намерены увеличить площадь национальных парков. Таковыми станут свалки и болота на окраинах города. Кроме того, столичная власть намерена реанимировать неблагополучные районы: бывшие промзоны и кварталы бедноты. Именно там разместятся олимпийские объекты. Официальный Лондон придает большое значение тому, чтобы идею подхватили массы.
По словам главного исполнительного директора Hafencity GmbH Юргена Брюнс-Берентельга, для развития частного предпринимательства требуется создавать условия, так как именно оттуда идут главные инвестиции на улучшение среды обитания. Но нельзя идти на поводу у них, подчеркивает руководитель компании, занимающейся развитием одного из крупных портов в Германии.
Ирина Кравцова