Posted 24 июня 2009, 20:03
Published 24 июня 2009, 20:03
Modified 1 апреля, 17:35
Updated 1 апреля, 17:35
ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) формирует четвертый региональный центр судостроения. И хотя на проходящем в Петербурге IV Международном военно-морском салоне четкое определение этой работе не было озвучено, глава ОСК Владимир Пахомов заявил, что в настоящее время ведется работа по расширению корпорации. А первый вице-президент ОАО «ОСК» Юрий Цветков уточнил, что сейчас в профильных ведомствах рассматриваются варианты включения в состав ОСК 13, 16 или даже 20 предприятий, располагающихся в Южном федеральном округе и Приволжье.
Какой вариант будет взят за основу, и окончательный перечень этих предприятий еще не определен. Впрочем, по словам руководителя департамента перспективного развития ОСК Валерия Венкова, уже решено, что в объединенную корпорацию дополнительно войдут Астраханский судостроительный завод «Лотос», ОАО "Московский судостроительный и судоремонтный завод", ОАО "Туапсинский судоремонтный завод"; ОАО "Новороссийский судоремонтный завод", «Морской судоремонтный завод им. К. Маркса» (МСЗ). Также правительство передаст принадлежащие ему небольшие пакеты акций профильных предприятий региона.
Отметим, что сегодня в составе ОСК выделено три региональных центра: ОАО «Западный центр судостроения» (Санкт-Петербург), ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта» (Северодвинск), ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (Владивосток) и 9 проектно-конструкторских бюро. Поэтому вполне ожидаемо, что группа предприятий-«новичков» также будет объединена в региональный «южный» дивизион.
Но не только в южном направлении предстоит поработать, чтобы доформировать ОСК. По словам Цветкова, в сентябре 2009 года в состав ОСК перейдут несколько судоремонтных заводов, ныне принадлежащие Минобороны. И, как ранее заявлял Пахомов, они будут перепрофилированы или объединены с другими судостроительными предприятиями. Например, возможно объединение 178-го судоремонтного завода во Владивостоке с холдинговой компанией «Дальзавод», 179-го - с Хабаровским судостроительным заводом и перепрофилирование 33-го судоремонтного завода в Балтийске в достроечную и ремонтную базу завода «Янтарь».
Более того, ОСК направила в Минпромторг предложения о передаче в ее состав ряда смежных предприятий, обеспечивающих судостроение комплектующими.
Параллельно ОСК построит в Кронштадте новую верфь, ориентировочная стоимость проекта оценивается в $1 млрд. Правительство Санкт-Петербурга должно принять решение об отводе земли под строительство уже в июне-июле текущего года, а завершение строительства ожидается в 2014-2015 годах. В рамках проекта, уточнил руководитель департамента перспективного развития Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Валерий Венков, предусматривается строительство одного крупного дока и трех цехов (покрасочный, корпусообрабатывающий и сборочно-сварочный). При этом мощности Кронштадтского морского завода задействованы не будут, поскольку они устаревшие, но предполагается использовать часть площадей этого предприятия.
Следующая структурная перестройка внутри ОСК касается конструкторских бюро. Как сообщил Венков, планируется выделение в отдельную структуру конструкторского бюро гражданского направления судостроения. Потенциал есть, поскольку, по словам руководителя проекта по реструктуризации КБ Валерия Киреева, сегодня в ОСК работает около 6 тыс. инженеров. Из них около 4 тыс. - специалисты-конструкторы.
Наконец, внутри ОСК рассматривается возможность организации сети сервисных центров, как на российской территории, так и за рубежом. По словам руководителя проекта научно-технических разработок ОСК Игоря Захарова, определенный опыт у российских производителей есть, поскольку контракты на постройку кораблей для ВМФ Индии и Китая включали определенные обязательства по сервисному сопровождению.
Правда, на этом направлении корабелы столкнулись с нормативно-правовыми трудностями. Например, российское законодательство не очень готово к транспортировке через границу агрегатов, с документации которых не всегда снят гриф секретности. Однако, поскольку работу ОСК лично курирует премьер Владимир Путин, таможенные барьеры вполне ликвидируемы.
Подытоживая, можно сказать, что хотя ОСК и была официально создана к 1 апреля 2009 года, организационная работа продолжается по всем направлениям. Конечно, это напоминает парадные сдачи объектов в советское время - когда отделочные работы продолжались после подписания акта приемки госкомиссией. С другой стороны, рождение ОСК могли благодаря кризису вообще отложить в «долгий ящик». И уже хорошо, что этого не произошло.
Игорь Чубаха