Posted 19 декабря 2007, 07:29
Published 19 декабря 2007, 07:29
Modified 1 апреля, 23:48
Updated 1 апреля, 23:48
Значение Олимпийских игр для России сложно переоценить: это и миллиарды рублей инвестиций в экономику города, туристические центры высшего класса, десятки километров горнолыжных трасс - все для сотен тысяч гостей. Не говоря уже о подзабытом чувстве национальной гордости.
Но не стоит забывать и об обратной стороне Олимпиады: экологических и социальных конфликтах. Которых вполне можно было бы избежать.
Так, вполне вероятно, что Сочинский национальный парк не переживет Игры. Уже запланирована олимпийская застройка, которая займет почти четверть территории национального парка, притом самые ценные, до сих пор не затронутые человеком участки дикой природы.
Помимо того, может пострадать и природа Кавказского биосферного заповедника, поскольку часть объектов (например, санно-бобслейная трасса) планируется разместить в буферной зоне заповедника и на самой его границе. Эта природоохранная территория - объект Всемирного природного наследия, каких во всей огромной нашей стране только 8 (озеро Байкал, камчатские вулканы).
Головная боль сочинских экологов и любителей дикой природы - бесконтрольная застройка, замусоривание. План развития города отсутствует. А земля в южной столице на вес золота. Буквально за полгода, с момента утверждения Сочи столицей Олимпийских игр, земля в районе выросла в цене в два раза!
Бывшие заповедные леса
Отдельные случаи полулегальной застройки нацпарка были известны и раньше. Застройка массовая и вполне законная стала побочным эффектом федеральной программы "Развитие города Сочи как горноклиматического курорта до 2014 года", принятой в июне 2006 года.
На выполнение программы запланировано финансирование в размене 313 млрд рублей, большая часть из федерального бюджета. Помимо олимпийских объектов в грандиозные строительные планы входит устройство высокоскоростной железной дороги и каскада гидроэлектростанций - все в нацпарке.
Но не все было гладко с программой. Во-первых, если следовать букве закона, в нацпарке, а именно в его заповедной зоне - не только трассы и гостиницы строить, гулять без разрешения не дозволено!
Но олимпийские строители не стали из-за этой нормы корректировать свои планы. Министерство экономического развития предложило провести в парке рокировку: изменить его зонирование. То есть поменять заповедную и туристическую зоны местами. Дело в том, что на огромной территории национального парка (200 тыс. га) учеными разработан дифференцированный режим охраны природы: самые ценные участки (это примерно четверть парка) охраняются строже всего. Остальная территория обустраивается для вольготного отдыха туристов.
Первое, что вы заметите, смотря на новую карту Сочинского нацпарка, - это то, что заповедных лесов стало даже больше, на целых 2 тыс. гектар. А на деле 10 тысяч гектар альпийских лугов и каштановых лесов (Хребет Псехако, Аибга, Грушевый хребет, Турьи горы) лишились своего защитного статуса и были подменены самым обычным лесом.
В пользу научной необоснованности нового зонирования говорит и тот факт, что теперь заповедные леса окружают населенные пункты (более 20 деревень и сел). Это значит, что местным жителям теперь ни по грибы, ни тем более за дровами не пройтись, не нарушив закона. Зато именно те земли, которые планируется освоить при строительстве олимпийских объектов, стали для застройки доступны.
И началась торговля заповедными землями на вполне законных основаниях: так, феврале 2007 правительство РФ приняло распоряжение, разрешающее "строительство и эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры" на территории Сочинского парка. В список этих объектов входят, в том числе, 9 элитных бах отдыха (гольф-клуб, СПА-центр), непосредственного отношения к Олимпиаде явно не имеющие. Их планируется разместить на Грушевом хребте - одной из наиболее ценных территорий. А желающих осваивать дикую природу немало. Среди них - "Газпром", "Интеррос". Например, "Газпром" уже построила поселок закрытого типа на территории Кавказского заповедника. Сейчас концерн финансирует строительство горнолыжного комплекса на хребте Псехако.
И что в итоге получается? Нарушение требований международной Конвенции об охране объектов Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО, Рамсарской конвенции, Конвенции о биологическом разнообразии. А в довесок - некоторое несоответствие стандартам Международного Олимпийского Комитета по защите окружающей среды. Согласно олимпийской хартии, МОК должен поддерживать олимпийское движение в его стремлении к заботе о сохранении природы.
Трудно не задать вопрос: неужели для создания олимпийских трасс необходимо разрушать именно самые ценные, заповедные участки?
Выясняется, что вовсе нет. Для одной санно-бобслейной трассы, экологи, вооружившись официальными критериями Международного Олимпийского Комитета, подобрали 10 альтернативных вариантов размещения - вне нацпарка и заповедника! МПР не принял предложения экологов к обсуждению.
Законы Олимпийской деревни
История с перезонированием - к сожалению, не единственное пятно на «зеленом» имидже Оимпиады. Под олимпийскими флагами законодатели и строители пронесли целый ряд сомнительных проектов. Так, новая версия Лесного кодекса (принят в декабре 2006 года) дополнилась нормой, разрешающей застройку защитных лесов в спортивных целях. А защитные леса - это уже не только сочинский нацпарк, это миллионы гектаров, которые береглись на протяжении всего двадцатого столетия (зеленые пояса вокруг водоемов, городов...).
В декабре 2006 было подправлено законодательство об экологической экспертизе. В результате поправок, принятых Госдумой, отменена обязательная экологическая экспертиза объектов строительства во всех особо охраняемых природных территориях. Также отменена обязательность общественной экспертизы. То есть застраивать заповедные леса теперь намного проще.
В октябре 2007 в Госдуме рассматривался проект ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и проведением 22 зимних Олимпийских игр". Законопроект, в том числе, предлагал ввести в Земельный кодекс новую норму о возможности изъятия земель у национальных парков и заповедников. Всех положенных чтений документ пока не прошел.
Помимо того законность принятия самой федеральной целевой программы по развитию города Сочи может быть поставлена под сомнение. Дело в том, что экологическую экспертизу, вопреки требованиям закона, программа прошла задним числом - через полгода после утверждения.
Экологи из Всемирного Фонда Дикой природы, Экологической вахты по Западному Кавказу, «Гринписа» и многих других организаций неоднократно обращались в суды по всем вышеперечисленным фактам.
Их отсылали от одной инстанции к другой, пока не случилось непредвиденное: 22 октября суд города Майкопа признал изменение зонирования Сочинского нацпарка незаконным, а процедуру общественных слушаний этого проекта - сфальсифицированной. Это значило, что отныне строительство в парке невозможно, равно как и выполнение существующей целевой программы. Иск был подан сотрудником Международного Социально-экологического союза Бринихом к руководителю Росприроднадзора и руководителю экспертной комиссии государственной экологической экспертизы. Истец утверждал, что олимпийские объекты занимают не больше 10% отобранной у парка территории, а остальная земля отдана под строительство коттеджей.
Но победа была недолгой. Через считанные дни, 9 ноября, в районном суде Адыгеи признали незаконным решение Майкопского суда.
Стоит заметить, что ни одна из сторон не смогла оспорить сути заявленных требований о нарушениях природоохранного законодательства при изменении зонирования нацпарка и проведении экологической экспертизы материалов, обосновывающих эти изменения. Решение было отменено из-за неких "процессуальных нарушений". Чиновники МПР охарактеризовали решение суда как вполне предсказуемое, так как смена зонирования - это "обычная работа с парком", которая "не связана с федеральной целевой программой "Сочи-2014"".
Но в ноябре произошло и другое знаковое обытие. Генеральный директор Оргкомитета Сочи-2014 Дмитрий Чернышенко заявил о том, что создается специальная группа экспертов Международного олимпийского комитета и русских специалистов для рассмотрения предложений по альтернативному размещению олимпийских объектов. Экологи заявили о своем желании участвовать, но вот ответа пока не получили.
Вырубка и застройка заповедных, т.е. бывших заповедных лесов пока не началась. Так, может быть, не все еще потеряно?
Мария Фаворская