Posted 19 декабря 2007, 17:17

Published 19 декабря 2007, 17:17

Modified 1 апреля, 23:47

Updated 1 апреля, 23:47

Челночный бизнес по-петербургски: Финны напуганы (фото)

19 декабря 2007, 17:17
Накануне новогодних праздников вдвое возросло количество экскурсантов, прибывающих в соседний с Петербургом Хельсинки всего на один день. Впрочем, специалисты знают, что однодневные автобусные туры между двумя мегаполисами укомплектованы отнюдь не туристами, а челноками. За рейс Петербург-Хельсинки-Петербург средний челнок зарабатывает 400-600 евро, и этот бизнес он защищает стойко.

Накануне новогодних праздников вдвое возросло количество экскурсантов, прибывающих в соседний с Петербургом Хельсинки всего на один день. Впрочем, специалисты знают, что однодневные автобусные туры между двумя мегаполисами укомплектованы отнюдь не туристами, а челноками. За рейс Петербург-Хельсинки-Петербург средний челнок зарабатывает 400-600 евро, поэтому совершая всего одну поездку в неделю, предприимчивые торговцы получают в месяц зарплату хорошего менеджера – 2-3 тысячи евро.

Центр по развитию туризма Финляндии подвел в декабре итоги за первое полугодие 2007 года. Россияне по-прежнему на первом месте из числа посетивших эту страну иностранных гостей. Впервые российские туристы заняли в Финляндии первое место в 2006 году, значительно обогнав немцев и шведов (2 и 3 места соответственно). Статистика зарегистрированных ночевок иностранных туристов в Финляндии показывает, что за январь-июнь 2007 года страну посетили 430 тыс. россиян, что на 28% процентов больше, чем за тот же период 2006 года (335 тысяч). Что касается челночных поездок, то их количество по данным Федеральной пограничной службы России, выросло с 563 тысячи российских туристов (в 2005 году - 391 тыс.) до 800 тысяч (прогноз на конец 2007 года). Около половины из этого числа вообще не ночевали в Финляндии, ограничившись однодневной поездкой.

Для петербуржца с открытой шенгенской визой поездка в Хельсинки оказывается такой же простой, как визит в Выборг – возле гостиницы «Октябрьская» на площади Восстания круглосуточно стоят автобусы и такси, готовые везти пассажиров туда и обратно всего за 18 евро с человека. Рейсы начинаются примерно с 9 часов вечера – с тем расчетом, чтобы автобус прибыл в столицу Финляндии ранним утром и торговцы могли начать свою бурную деятельность.
Корреспондент ИА «Росбалт-Петербург» недавно проехал по такому маршруту в компании 25 петербургских челноков – точнее, челночниц, ибо все эти торговцы оказались женщинами. Средний возраст челноков – за пятьдесят, все на пенсии или официально не работают. В Финляндию челноки везли сигареты и водку – пачка сигарет в Хельсинки стоит от 3,5 до 7 евро, водка - от 12 евро. Ввозить эти товары в Финляндию для перепродажи запрещено, но если турист предполагает пробыть в стране свыше трех суток, он имеет право использовать их. Разумеется, челноки, прибывающие в Хельсинки однодневным туром, знают, что нарушают законы, но финские таможенники редко досматривают пассажирские автобусы.
Самая опасная торговая операция – продажа контрабанды в Хельсинки – проходила на глазах корреспондента ИА «Росбалт» на Железнодорожной площади финской столицы. Наш автобус подъехал к вокзалу, из него выбежали около десятка женщин и, тревожно озираясь в темноте, подошли к трамвайной остановке. Там их уже ждали перекупщики – несколько финских граждан, судя по манерам и языку, и один русскоговорящий негр.
К сожалению, запечатлеть на фото процесс перепродажи не удалось – в семь утра в декабре темно, как ночью. Свой товар сразу смогли продать только пять женщин, остальных не устроила цена перекупщиков. Группа из семи женщин по предложению одного из финнов отправилась в какое-то общежитие на окраине города, где они рассчитывали сбыть контрабанду по «хорошей цене».
К моменту отъезда автобуса в Петербург, в 13 часов дня, выяснилось, что для этой группы челноков день оказался неудачным – одну женщину по имени Тамара Семеновна попытались ограбить прямо на улице, сорвав сумку с товаром с плеча. Впрочем, питерская челночница – это, как правило, физически сильная и смелая женщина. Тамара Семеновна догнала грабителя, избила его, отобрала свою сумку и убежала сама, потому что на место инцидента вызвали полицию продавцы расположенной рядом аптеки.
Позже, по дороге в Петербург, Тамара Семеновна в подробностях рассказывала соседкам, как на нее произошло нападение, сколько товара и денег лежало в заветной сумке, и как она потом едва не опоздала на встречу с перекупщиком. Кстати, в этой аптеке рядом с местом нападения побывали другие челноки из нашего автобуса и они сообщили, что прибывшая полиция задержала грабителя, оказавшегося финским цыганом.
Все утро до обеда автобус рыскал по городу, объезжая магазины и рынки, в которых затоваривались челноки, а после 13 часов автобус направился к гипермаркетам в пригородах Хельсинки. Челноки скупали кофе, мясные туши (замороженные и упакованные в пластик), какие-то метелки и швабры, товары бытовой химии, автомобильную косметику и шипованую резину, одеяла и прорву других товаров из непонятно как подобранного ассортимента. При этом продавцы в финских магазинах ничуть не удивлялись количеству товаров, закупаемых нашими якобы туристами – напротив, увидев решительные лица питерских пенсионерок и заслышав русскую речь, они радостно улыбались, звали коллег на подмогу, и начинали работать быстро и слаженно, оформляя покупки и упаковывая их.
Впоследствии выяснилось, что весь этот товар затем продается на питерских рынках и барахолках – у каждой челночницы есть напарник, как правило, член семьи, который стоит за лотком и сбывает доставленный из Хельсинки товар. Торговцы неохотно распространялись о конкретных сделках, но с удовольствием называли общую сумму выручки за рейс – у некоторых она составляла 400-600 евро, но нашлась женщина, утверждавшая, что перепродажа пяти мясных туш и коробки кофе принесет ей прибыль в 700 евро. Впрочем, надо было видеть, как она одна тащила тележку с этими тушами к багажному отделению автобуса, чтобы понять, что эти деньги достаются торговцам нелегко.
Действительно, помимо прибыли, торговцев поджидают неприятности и проблемы. К примеру, прошлый рейс сразу для 11 петербургских челноков закончился задержанием в полиции – финский посредник, больше двух лет покупавший контрабандные сигареты по «хорошей цене», неожиданно оказался под контролем полиции и в момент крупной сделки все ее участники были задержаны. Для челнока встреча с полицией означает крах бизнеса – шенгенскую визу закрывают и затем отказывают в выдаче как минимум пять лет. Случаются проблемы и на таможне.
Впрочем, челноки в один голос говорят, что по сравнению с девяностыми годами, когда вооруженные автоматами молодчики грабили автобусы прямо на Выборгском шоссе, торговые рейсы стали безопасными и предсказуемыми. Некоторые челноки даже заявляют, что уже сейчас готовы отказаться от контрабанды, сосредоточив свои усилия исключительно на легальных поставках. Верится, конечно, с трудом, но ведь под новый год сбываются самые удивительные прогнозы – даже такой фантастический, как легализация всего товарооборота между Петербургом и Хельсинки.

Евгений Зубарев, ИА "Росбалт-Петербург"
Подпишитесь