Posted 13 ноября 2007, 10:45
Published 13 ноября 2007, 10:45
Modified 2 апреля, 00:11
Updated 2 апреля, 00:11
О бюджетной политике, пенсионной реформе и росте цен в интервью «Росбалту» рассказал экономист, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Буренин.
- Андрей Викторович, в последние годы многократно делались заявления о необходимости проведения бюджетной реформы в стране. На ваш взгляд, есть ли ощутимые результаты с точки зрения повышения прозрачности распределения бюджетных средств и эффективности их расходования?
- С моей точки зрения, главная проблема современных государственных финансов - низкая эффективность расходования бюджетных средств. Пока власть мыслит в основном в формате "больше или меньше", а не в режиме достижения конкретного результата. То есть идет освоение бюджетных средств, а не удовлетворение нужд граждан. Для того, чтобы переформатировать систему, нужно достаточно много времени и, самое главное, политической воли. Достаточно представить себе, что произойдет с политической точки зрения, если все расходы будут привязаны к конкретному результату, и любой "человек с улицы" сможет без проблем оценивать власть. Многие страны уже в течение нескольких десятилетий переходят на подобную систему, и в настоящий момент хорошим считается результат, когда около 30% расходов направляются в привязке к результатам.
Мы - в самом начале этого пути. Неким прообразом являются приоритетные национальные проекты. Однако и здесь чистота эксперимента не соблюдается, поскольку, например, не может быть целью повышение заработных плат бюджетникам без требования нового уровня качества услуг, например - медицинских. Кстати, надо отметить, что полгода назад Дума приняла изменения в бюджетный кодекс, которые с технической точки зрения устранили все препятствия на пути подобной реформы. Однако из-за политических препон, связанных, в первую очередь, с желанием Минфина оставить за собой всю полноту власти в деле целеполагания, реформа откровенно тормозится.
- Из года в год повторяется одна и та же картина: в течение 12 месяцев бюджетные деньги поступают по крупицам, а как только МЭРТ отчитается за темпы развития экономики и инфляцию, финансы сыпятся как из рога изобилия. Правда, за оставшееся до конца года время их потратить физически очень сложно, не говоря уже о контроле. Что можно предпринять для решения проблемы? Может, для выравнивания бюджета задействовать Стабилизационный фонд или перенести отчет по некоторым налогам на середину года?
- Не думаю, что Минфин так любит МЭРТ, что сознательно тормозит финансирование, чтобы дать последнему вовремя отчитаться. Проблема - в практике заключения госконтрактов (много времени нужно на проведение конкурсов и так далее).
Однако еще более серьезная, но менее очевидная причина подобного расклада - низкое качество бюджетного планирования. Когда в бюджет закладываются расходы, которые, на самом деле, потом не нужны или которые настолько натянуты за уши, что их сложно потом юридически описать и обосновать, то, конечно же, в условиях достаточно жесткой казначейской системы освоить деньги крайне непросто.
- Как бы вы оценили сегодняшнюю роль политических партий и законодательных органов власти в бюджетном процессе?
- Я бы оценил эту роль как весьма ограниченную. Сегодня бюджетный процесс возглавляет исполнительная власть, причем для этого есть как технократические, так и политические предпосылки.
Бюджет - достаточно сложный инструмент, и законодателям, которые не обладают таким временным и кадровым ресурсом, как, например, Министерство финансов, объективно сложно играть на равных. С подобной проблемой сталкиваются многие государства. Для частичного преодоления этого профессионального разрыва обычно при партиях создаются экспертные институты, обеспечивающие интеллектуальную поддержку.
С политической точки зрения, построение вертикали серьезно сказалось на ограничении полномочий законодателей, и это не могло не затронуть финансовую сферу. С исторической точки зрения, это ограничение, возможно, и оправдано, поскольку позволило достаточно быстро произвести ряд кардинальных шагов для укрепления государства. Но уже сейчас, когда мы отошли от края пропасти, вполне очевидно, что скорость принятия решений должна отойти на второй план, а на первый выдвинуться их качество. При подобной постановке вопроса необходимость усиления роли законодателей становится очевидной.
- В каком состоянии находится бюджет пенсионного фонда? Возможно ли ликвидировать дефицит бюджета пенсионного фонда в ближайшие годы? Будут ли расти вливания из федерального бюджета?
- Бюджет пенсионного фонда находится в нормальном, сбалансированном состоянии. Проблемы - не у бюджета, а у пенсионной системы в целом, причем проблемы эти носят институциональный характер. Для поддержания доходов пенсионеров на достойном уровне (например, 40% от последней заработной платы, чего требуют международные стандарты), нужен принципиально другой объем средств, чем сегодня (сейчас коэффициент замещения - около 26%). Причем в перспективе проблема будет только усиливаться, поскольку этому способствуют демографические тенденции и быстрый рост заработной платы в реальном выражении.
Выход один - переход с распределительной на накопительную систему, но подобный курс требует слишком много вложений из общего бюджета и принесет свои плоды лишь через несколько десятилетий. В связи с этим можно прогнозировать, что улучшение жизни пенсионеров будет носить весьма постепенный характер и финансироваться за счет роста трансферта из федерального бюджета в бюджет пенсионного фонда, а не за счет целевых взносов.
- Как вы относитесь к мнению, что современная экономика слишком направлена на централизацию, на монополизм? Не станут ли создающиеся госкорпорации монополистами с большим бюрократическим аппаратом?
- Думаю, что подобная угроза не только существует, но и крайне актуальна.
- В чем вы видите истинные причины нынешнего кризиса цен в секторе продуктов питания?
- Подобные причины можно разбить на два больших блока. Во-первых, институциональные проблемы или, если хотите, недоработки государства. Это и недостаточное развитие конкурентной среды, и отсутствие своевременной и продуманной системной политики на продовольственных рынках (внешнеторговое регулирование, субсидирование, налогообложение и интервенции). Во-вторых, внешнеторговая конъюнктура. Наш рынок в достаточной степени открыт, и, конечно же, такие мегатренды, как изменение структуры китайского потребления, переход на биотопливо, изменение субсидирования производства со стороны ЕС не могут не оказывать своего влияния.
- Если предположить, что рост цен произошел вследствие "сговора", то каковы механизмы или алгоритм этого "сговора", и от чего зависит столь существенная дифференциация роста цен по регионам?
- Я не отношусь к тем, кто придерживается теории "сговора". В большинстве случаев, объявление макроэкономических явлений с подобных позиций говорит лишь об отсутствии желания решать реальные проблемы. Единственным "заговорщиком" является исполнительная власть, которая не уделяет достаточного внимания построению институтов конкурентной экономики и, по старинке, принимает многие решения, не учитывая процессы глобализации.
- Сегодняшние проблемы с повышением цен на продукты питания подняли вопрос продовольственной безопасности России, во многом связанной с суверенитетом страны. Какие меры будет принимать правительство и Госдрственная Дума РФ по предотвращению этой проблемы?
- Именно для предотвращения, а не для изменения ценников в отдельных магазинах, принята программа по развитию сельского хозяйства с огромным, по сравнению с предыдущими годами, объемом инвестиций в сельское хозяйство. Думаю, что ее реализация позволит обеспечить самодостаточность по наиболее принципиальным позициям.
- То, что государство допустило резкий скачок цен, - это упущение или сделать что-либо в условиях сговора перекупщиков невозможно?
- Даже сговор перекупщиков возможен лишь в том случае, если государство допустило упущения в своей политике (в данном случае- антимонопольной).
- И наконец, в какой степени российская экономика подтверждает сейчас статус суверенного государства? В связи с ценовыми колебаниями эксперты отмечают сильную зависимость России от мировых рынков. Разделяете ли вы эту позицию?
- Суверенное государство, безусловно, трудно представить себе без сильной экономики. Для обеспечения значимого уровня независимости, то есть - способности принимать самостоятельные геополитические и геоэкономические решения, необходимо обладать масштабной по размеру и диверсифицированной экономикой. Первое важно по той простой причине, что абсолютный объем ресурсов позволяет одновременно закрывать весь спектр ключевых для развития общества тем (оборона, наука, образование и т.д.), второе необходимо для стабильности системы во времени.
Наша экономика на данный момент едва ли удовлетворяет обоим этим условиям. Хотя по объему она занимает сейчас 8-9 место, но отстает от лидера - США - примерно в 8 раз. Что касается диверсификации и эффективности, то здесь возможности для совершенствования тоже безграничны. В связи с этим нашу экономику по ее позиционированию на мировом рынке можно охарактеризовать больше как периферийную.
Беседовала Наталия Личкова