Posted 2 августа 2007, 18:28
Published 2 августа 2007, 18:28
Modified 2 апреля, 01:11
Updated 2 апреля, 01:11
Тезисы доклада заместителя министра промышленности и энергетики РФ Андрея Реуса на заседании Правительственной комиссии по развитию промышленности, транспорта и технологий
20 июля 2007 года
Главной задачей промышленной политики на данном этапе является технологическая модернизация производства и повышение конкурентоспособности продукции. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих решение этой задачи, является качественный и количественный состав применяемых средств производства. Развитые страны делают ставку на развитие собственного производства наиболее наукоемкого механообрабатывающего оборудования и инструмента.
Станкоинструментальная промышленность России производит металлорежущие и деревообрабатывающие станки, кузнечно-прессовое и другое технологическое оборудование, режущий инструмент.
Доля отрасли в ВВП страны в 2006 году составила в 0,05%. Выручка на одного работника в год менее 350 тыс. руб., что меньше показателей развитых стран в 10 и более раз.
С чисто экономической точки зрения масштабы станкоинструментальной промышленности России невелики.
В 2006 году Россия произвела около 7 тыс. единиц металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования, что в 14,5 раз меньше чем РСФСР в 1990 году. В 1990 году страна занимала третье место в мире по производству механообрабатывающего оборудования и второе место по его потреблению.
При этом мировое производство механообрабатывающего оборудования росло быстрыми темпами (в 2003-2006 гг. в среднем на 17% в год) и достигло в 2006 году 59,5 млрд долл. США.
Лидерами мирового станкостроения являются Япония, Германия, которые делят 1-2-е место в мире по производству механообрабатывающего оборудования на протяжении последнего десятилетия. Россия по итогам 2006 года занимает по производству 22-е место в мире.
Основным объективным фактором, определившим значительное сокращение внутреннего рынка в 90-е годы – в условиях общего спада промышленного производства, – явилось сокращение капиталовложений в техническое перевооружение российских машиностроительных предприятий.
К сожалению, во время обвала внутреннего спроса отечественные производители в большинстве своем не смогли быстро переориентироваться на внешний рынок, чтобы избежать сокращения производства. Причинами этого были, прежде всего:
- отсутствие опыта и ресурсов для продвижения своей продукции на зарубежные рынки;
- недостаточная конкурентоспособность продукции для прорыва на рынки механообрабатывающего оборудования и инструмента, характеризующиеся высоким уровнем конкуренции;
- сокращение мирового рынка механообрабатывающего оборудования в первой половине 90-х годов, которая обострила конкуренцию среди производителей.
Тем не менее, в условиях объективных экономических трудностей отрасль смогла сохранить производственные мощности и технический потенциал. Сегодня наши производители уже активно выходят на внешний рынок (доля экспорта во внутреннем российском производстве механообрабатывающего оборудования в 2006 году достигла 60%). В 2006 году после длительного спада достигнут рост производства механообрабатывающего оборудования.
Внутреннее российское потребление механообрабатывающего оборудования в 2006 году составило в денежном выражении около 17 млрд руб. По объему внутреннего рынка Россия занимает сейчас только 17-е место в мире. После 2000 года наблюдается постепенное увеличение внутреннего рынка (в 2,2 раза по сравнению с 2001 годом, в среднем 17% в год), связанное с тем, что основная часть главных потребителей станкоинструментальной продукции – российских предприятий машиностроения и металлообработки – остро нуждается в техническом перевооружении.
Если мы возьмем первое полугодие 2007 года, то общий рост промышленного производства составил 7,2%, при этом в обрабатывающей промышленности 12,2%, а в машиностроении 23,7%. При этом парк механообрабатывающего оборудования, обеспечивающий российское машиностроительное производство, с 1990 года сократился на 1 млн единиц и составляет сегодня около 1,5 млн единиц оборудования. Средний возраст более половины парка превышает 20 лет, то есть скоро перейдет или уже перешел критическую отметку в 26 лет, которая соответствует стопроцентному физическому износу оборудования.
Годовая потребность промышленности уже сегодня составляет не менее 50 тыс. ед. нового механообрабатывающего оборудования. Эта цифра рассчитана, исходя из простого воспроизводства: столько нужно, только чтобы сохранить сегодняшний уровень машиностроительного производства. Таким образом, в 2006 году прогнозная минимальная потребность промышленности была покрыта только на 30%, то есть уже сейчас необходимо стимулировать увеличение внутреннего рынка более чем в 3 раза.
Существуют прогнозы, что для обеспечения устойчивого роста машиностроения нужно до 2015 года поставить предприятиям около 700 тыс. единиц нового механообрабатывающего оборудования на сумму около 800 млрд руб. – в 2,3 раза больше, чем получит машиностроение при инерционном развитии внутреннего рынка.
Исходя из расчета накапливающейся неудовлетворенной внутренней потребности и реальных возможностей механизмов стимулирования рынка, должна быть поставлена цель – достигнуть к 2015 году годового объема внутреннего потребления в 125-130 млрд руб. (это порядка 100 тыс. ед. механообрабатывающего оборудования) с учетом собственного производства и импорта.
Сравнение динамики развития машиностроения и инвестиций в основные фонды машиностроительных предприятий с динамикой развития станкоинструментальной промышленности говорит о том, что российские производители механообрабатывающего оборудования пока не готовы полностью удовлетворить возрастающий внутренний спрос.
Постепенный рост внутреннего рынка проявил главную на сегодня проблему отрасли – накопление технологического отставания от уровня развитых стран.
В связи с недостаточной конкурентоспособностью российской станкоинструментальной продукции наблюдается устойчивая тенденция к удовлетворению внутреннего спроса преимущественно за счет импорта. Начиная с 2002 года, объем российского импорта механообрабатывающего оборудования превышает объем внутреннего производства и растет опережающими темпами. Импортная зависимость России в 2006 году составляла уже 87%.
Инерционное развитие станкоинструментальной промышленности может привести к абсолютной импортной зависимости отечественного машиностроения.
Чем это опасно? Распространенное мнение, что любое механообрабатывающее оборудование и любой инструмент могут быть свободно приобретены у зарубежных производителей, не соответствует действительности: развитые страны, стремясь обеспечить свою безопасность и технологическую конкурентоспособность на перспективу, контролируют экспорт наиболее наукоемкого оборудования и технологий, как принадлежащих к технологиям двойного назначения.
К технологиям двойного назначения отнесены сегодня все виды оборудования, обеспечивающие производство летательных аппаратов, судов и другой стратегически важной продукции: пятикоординатные обрабатывающие центры, прецизионные станки, станки для объемной лазерной резки и т.д. В США, Японии, Европейском Союзе действуют системы лицензирования экспорта технологий двойного назначения. Национальные органы экспортного контроля могут отказать любому поставщику в лицензии на продажу любого товара, отнесенного к технологиям двойного назначения, на основании соображений национальной безопасности.
К юридическим механизмам в последнее время добавились и начинают применяться специальные технические средства, ограничивающие несанкционированное зарубежным поставщиком использование и перемещение наукоемкого механообрабатывающего оборудования, такие как:
- оснащение оборудования датчиками контроля местоположения с помощью глобальной навигационной системы GPS;
- обязательное условие подключения оборудования к глобальной сети Интернет;
- установка скрытых системных программных модулей, накапливающих информацию о выпускаемой на оборудовании продукции.
Рынок технологий двойного назначения становится прозрачным и хорошо контролируемым.
Важно учитывать, что большая часть механообрабатывающего оборудования, внесенного в списки технологий двойного назначения, не производится в нашей стране или серьезно уступает по своим характеристикам зарубежным аналогам. Таким образом, российское оборонное и гражданское машиностроение будут находиться под угрозой потери доступа к передовому механообрабатывающему оборудованию, отнесенному к технологиям двойного назначения.
И речь здесь не идет о необходимости полного самообеспечения (это противно логике современного развития), но машиностроение России должно быть безусловно обеспечено отечественным механообрабатывающим оборудованием наиболее наукоемких категорий – то есть относящимся к технологиям двойного назначения по международному списку. С моей точки зрения, это вопрос национальной безопасности.
Анализ состояния и тенденций развития российской станкоинструментальной промышленности говорит о том, что при инерционном развитии серьезного улучшения ситуации в отрасли не произойдет: отрасль не сможет за счет собственных ресурсов ликвидировать накопленное за полтора десятилетия технологическое отставание.
Объем необходимых инвестиций в отрасль в период до 2015 года оценивается в 60 млрд руб., в том числе не менее 20 млрд руб. – в разработку новых видов продукции. При инерционном развитии отрасль получит около 15 млрд руб. инвестиций, то есть менее четверти требуемого объема.
Сложившие условия требуют усиления государственного регулирования и стимулирования развития отрасли.
Современное состояние государственного регулирования отрасли характеризуется следующими моментами.
Законодательное обеспечение. Специальных законодательных и нормативных актов, требования которых сфокусированы на станкоинструментальной промышленности, не имеется.
Таможенное регулирование. Таможенным тарифом Российской Федерации установлены ставки ввозных пошлин на импортируемую станкоинструментальную продукцию в размере от 0% до 15%. Средняя ставка ввозной пошлины, рассчитанная по 180 товарным позициям ТН ВЭД, относящимся к станкоинструментальной продукции, к настоящему времени составляет 6,25%.
Уровень таможенной защиты российских производителей в современных экономических условиях недостаточен. Анализ затрат импортеров показывает, что в условиях инфляции и укрепления рубля импортеры могут постоянно снижать цены, не теряя при этом своей прибыли.
Программно-целевая поддержка. Основной федеральной целевой программой, которая сегодня затрагивает развитие станкоинструментальной промышленности, является ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007-2011 гг. В рамках ФЦП по отраслевой тематике планируется реализовать всего 4 проекта НИОКР на общую сумму 159 млн руб.
Минпромэнерго России в 2007-2009 годах планирует реализовать важный инвестиционный проект по разработке гаммы промышленных роботов на сумму в 230 млн руб.
Цель вырабатываемого комплекса мер по развитию отрасли – обеспечение потребностей отечественного машиностроительного комплекса в современных технологических средствах, в том числе, за счет внутреннего производства конкурентоспособного механообрабатывающего оборудования и инструмента.
Направлениями государственных мероприятий по обеспечению развития отечественной станкоинструментальной промышленности могут стать:
- стимулирование закупок отечественного механообрабатывающего оборудования для технического перевооружения машиностроения;
- продвижение продукции отрасли на внешние рынки и увеличение объемов экспорта (через действующие уже механизмы);
- ликвидация технологического отставания отрасли за счет организации НИОКР на приоритетных направлениях;
- разработка прецизионного и тяжелого механообрабатывающего оборудования, относящегося к технологиям двойного назначения, обеспечивающего национальную безопасность и выполнение государственных оборонных программ;
- разработка металлорежущего инструмента для обеспечения станков, относящихся к технологиям двойного назначения;
- разработка наукоемких комплектующих для механообрабатывающего оборудования и технологий изготовления инструмента;
- создание условий для воспроизводства технологического потенциала и дальнейшего опережающего развития производств наукоемкой станкоинструментальной продукции (например - развитие системы выполнения НИОКР для отрасли);
- реструктуризация отрасли, с целью повышения ее экономической эффективности (повышение рентабельности, инвестиционной привлекательности, степени использования производственных мощностей).
Касаясь организационных вопросов, можно отметить, что сегодня корпоративная структура характеризуется низким уровнем концентрации капитала. В связи с низкой инвестиционной привлекательностью большинства предприятий отрасль пока почти не затронута процессами концентрации.
Российские производители станкоинструментальной продукции выступили за создание объединенной станкостроительной компании и подтвердили свою готовность вложить в компанию часть своих активов.
Целью создания объединенной компании является повышение конкурентоспособности российских производителей станкоинструментальной продукции за счет консолидации научно-технического и производственного потенциала отрасли. Создание объединенной компании должно дать следующий эффект:
- возможность предложения потребителям комплексных решений по техническому перевооружению с применением разнотипного оборудования;
- ускорение процессов создания и постановки на производство новых импортозамещающих образцов механообрабатывающего оборудования и инструмента;
- снижение себестоимости продукции за счет повышения производительности и серийности производства, загрузки и диверсификации неиспользуемых мощностей;
- повышение эффективности мер государственной поддержки отрасли.
Учитывая, что в станкоинструментальной промышленности сегодня нет ни одного государственного научного центра и отсутствует ведущий научно-исследовательский институт, в отрасли должен быть создан головной научно-проектный центр.
В этой связи, целесообразно вернуться к решению о создании Российского федерального центра технического перевооружения машиностроения, предусмотренного еще «Уточненным планом мероприятий по реализации основных направлений развития машиностроения» (утвержден 06.09.2005г.).
В деятельности Федерального центра должны быть выделены два стратегических направления:
- первое – технологическое, связанное с созданием наукоемкого технологического оборудования, относящегося к двойным технологиям;
- второе – организационно-экономическое, связанное с развитием станкоинструментальной промышленности и технологическим перевооружением машиностроения.
Защита и стимулирование внутреннего рынка за счет ввозных таможенных пошлин должна строиться по следующим принципам:
- по типам оборудования и инструмента, а также по комплектующим изделиям, которые производятся в России серийно или по которым российские производители располагают рабочей конструкторской документацией, должны устанавливаться повышенные таможенные пошлины;
- по наукоемким комплектующим, используемым при создании оборудования, отнесенного к двойным технологиям, и не производимым в России, таможенные пошлины должны быть обнулены;
- таможенные пошлины должны гибко варьироваться и пересматриваться не реже одного раза в год в зависимости от обновления рыночного предложения отечественных производителей.
Результатом реализации комплекса мер по развитию отрасли должно быть достижение к 2015 году поставленных целей, что обеспечивается заданными целевыми показателями по следующим основным направлениям развития станкоинструментальной промышленности:
- увеличение внутреннего рынка механообрабатывающего оборудования до 125-130 млрд руб. (100 тыс. ед.) в год;
- увеличение производства механообрабатывающего оборудования до 90 млрд руб. (до 75 тыс. ед.) и инструмента – до 30 млрд руб. в 2015 году (в ценах 2007 года);
- достижение положительного внешнеэкономического баланса по механообрабатывающему оборудованию;
- решение болезненных вопросов кадрового обеспечения предприятий отрасли, которые характерны для всей промышленности;
- увеличение абсолютных объемов инвестиций в станкоинструментальную промышленность (до 10 млрд руб. в 2015 году, в ценах 2007 года), прежде всего, за счет прироста доли привлеченных средств.
Резюмируя, хотел бы еще раз заострить внимание на пяти задачах, которые были предметом обсуждения в среде станкостроителей.
1. Безусловное обеспечение производства продукции, от которых зависит национальная безопасность.
2. Необходимость взвешенного использования регулятивных методов.
3. Необходимость создания ключевых компетенций для преодоления существующих разрывов. Проблема создания центров компетенции в станкостроении стоит очень остро.
4. Использование финансовых инструментов: лизинга, льготного кредитования.
5. Стимулирование организационных преобразований.
Для решений поставленных задач необходимо реализация поручений по следующим ключевым вопросам развития станкоинструментальной отрасли:
1. Разработка и принятие «Плана мероприятий по развитию станкоинструментальной промышленности до 2015 года»;
2. Выделение в ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года» подпрограммы по созданию технологического оборудования для технического перевооружения оборонно-промышленного комплекса;
3. Увеличение отраслевой составляющей в ФЦП «Национальная технологическая база» для реализации проектов НИОКР по созданию импортозамещающей станкоинструментальной продукции;
4. Поддержка процессов реструктуризации отрасли и изучение вопроса целесообразности и возможности создания объединенной станкостроительной компании холдингового типа на базе частно-государственного партнерства;
5. Создание силами Минпромэнерго, Минэкономразвития, Минобороны и других заинтересованных ведомств рабочей группы по станкоинструментальной промышленности при Правительственной комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта.
Уважаемый Сергей Борисович, мы ознакомились с проектом Протокольного решения Комиссии. Просим внести в него изменения в соответствии с перечисленными предложениями и изменить формулировку в пункте 2: вместо «Стратегии» написать «План мероприятий по развитию станкоинструментальной промышленности России до 2015 года», установив срок его подготовки и внесения в Правительство.
Благодарю за внимание!