Posted 17 апреля 2007, 14:19

Published 17 апреля 2007, 14:19

Modified 2 апреля 2024, 02:08

Updated 2 апреля 2024, 02:08

Нурси против России

17 апреля 2007, 14:19
Сторонники халифата ищут все новые возможности для распространения своих идей в России. Учитывая их мощные финансовые возможности, это может стать серьезной проблемой для российской государственности.

Ожидаемое решение Коптевского районного суда Москвы по иску прокуратуры Татарстана о признании русских переводов произведений турецкого исламского богослова Саида Нурси экстремистской литературой позволит российским правоохранительным органам эффективнее бороться с организациями, угрожающими национальной безопасности РФ.

Нет умысла – нет дела

Первоначально татарстанские правоохранители пошли традиционным путем. 28 марта 2005 года по факту деятельности в Набережных Челнах нурсистской организации было возбуждено уголовное дело по ст. 282 («возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды») УК РФ. Персональных обвинений не предъявлялось. Ровно через год дело было приостановлено в связи с тем, что виновные не были установлены. «Субъективная сторона состава преступления по этой статье квалифицируется виной в форме прямого умысла, - пояснил «Росбалту» следователь по особо важным делам отдела по расследованию преступлений в сфере экономики прокуратуры Республики Татарстан, советник юстиции Валерий Кузьмин. – И если факт преступления - налицо, то умысел доказать не удалось».

Сейчас в суде рассматриваются результаты экспертиз, проведенных в рамках нового уголовного дела, возбужденного по ст. 282 УК РФ. Их авторы - специалисты МГУ, психологи из Республиканской клинической психиатрической больницы и с кафедры практической психологии Казанского государственного педагогического университета. Дополнительно суд в Москве назначил свою, обратившись в Российскую Академию Наук, которая предоставила экспертов в области языкознания и психологии. Они провели психолингвистическую экспертизу. Ответчиком выступает Культурно-образовательный фонд «Нуру Бади», издающий и распространяющий книги Нурси в России (руководители – имеющие российское гражданство этнические азербайджанцы Ибрагим Ибрагимов и Бахман Велиев).

«На основании этих экспертиз государство намерено доказать, что русские переводы Саида Нурси являются экстремистской литературой, - отметил следователь Кузьмин. – Защита опротестовала тот факт, что к подготовке экспертного заключения не привлечен эксперт-религиовед. Однако мы ставили задачу изучить воздействие текстов на простого, неподготовленного человека, не знакомого с исламской историей и вероучением. Никаких психиатров к делу не подключали, так что аналогии с «карательной психиатрией» советских времен совершенно не уместны».

Культ смерти как цель жизни?

Закономерным итогом судебного разбирательства, надеются в прокуратуре РТ, станет запрет трудов Нурси на всей территории России. После чего распространение этих книг будет рассматриваться как разжигание религиозной вражды и квалифицироваться по ст. 282 УК РФ. Тогда умысел будет, что называется, налицо. Подобный подход можно назвать гуманным. Те, у кого уже прошли обыски, не будут привлечены к уголовной ответственности в судебном порядке, так как закон не имеет обратной силы. Такое решение суда положит начало практическому созданию реестра запрещенной экстремистской литературы. Минюст начал эту работу полгода назад, однако пока список существует лишь на уровне отдельных субъектов Федерации.

Произведения Нурси, уверены в прокуратуре РТ, хотя и не содержат прямых призывов к насилию, но оказывают деструктивное воздействие на личность. Эксперт-языковед отметил, что они написаны «на уровне пятого класса средней школы», изобилуют провалами в логике изложения. Психолингвистическая экспертиза установила, что в книгах проповедника содержатся элементы НЛП и иных подобных приемов воздействия на психику. Эксперты назвали содержание книг Нурси «Культом Смерти», которая неоправданно возвеличивается, предстает в виде цели жизни, в чем прослеживается сходство с психологической подготовкой адептов печально известной секты «Аум Синрике». Служение вере подменяется в них служением идеям «Рисале-и-Нур» (главный труд Саида Нурси). Как указывают эксперты, произведения Нурси могут использоваться в качестве пособия для подготовки террористов-смертников, а тот, кто сделал их частью своей системы взглядов, будет испытывать религиозную враждебность ко всем, кто придерживается иных ценностей.

Почитатели Нурси, подобно приверженцам иных культов, стремятся разорвать тяготящие их социальные связи. «Известен случай, когда муж одной из членов этой организации умер потому, что жена сознательно вовремя не вызвала «скорую», - рассказывает Валерий Кузьмин. – Потом она не пошла на его похороны. Здесь просматривается четкая аналогия с такими тоталитарными сектами, как «Свидетели Иеговы» или Богородичный центр. Новые адепты вливаются в структуру, привлеченные дружеским участием, взаимопониманием, помощью, оказываемой им в разрешении различных жизненных проблем, а в итоге отказываются от брачных и иных отношений с родственниками, не оценившими идеи нурсистов, и начинают испытывать ненависть ко всем остальным».

Халифат на наркоденьги

Помимо разрушения душевного здоровья граждан, распространение нурсистской идеологии, полагают в прокуратуре Татарстана, представляет угрозу национальной безопасности РФ.

Саид Нурси, умерший в 1960 году, полагал, что ислам должен стать государственной религией Турции, а Коран – основой для конституции. Он не нашел понимания на родине и провел 27 лет в тюрьмах и ссылках. В книгах Нурси можно встретить элементы противостояния с русскими, так как он долгое время воевал против России, в них рефреном проходит термин «враги веры», они изобилуют военной лексикой. Его идеи получили второе дыхание после того, как в начале семидесятых во главе движения встал Фетхулла Гюлен, заложивший прочные финансовые основы ныне запрещенной в Турции организации «Нурджулар» («нурсисты»). «Конечная цель сторонников Гюлена – построение халифата, то есть исламского государства, - говорят, ссылаясь на материалы уголовного дела, в прокуратуре РТ. – Сам он стремится стать лидером объединенного исламского мира, наподобие Папы Римского у католиков».

Личное состояние этого религиозного деятеля оценивается в $6-8 млрд. долларов без учета стоимости недивижимости и заводов в США, а совокупный капитал общины «Нуджулар» - в $80 млрд. Источники подобного благосостояния неясны, однако зарубежные аналитики связывают его, в том числе, с контролем над косовским наркотрафиком. Подобные вопросы волнуют не только российские правоохранительные органы. В конце марта Республиканская народная партия Турции представила доклад, авторы которого подчеркивают необходимость проверки финансовых источников учебных заведений, открытых нурсистами в 87 странах мира. «Только для открытия этих школ необходимы миллиарды долларов, не говоря уже о функционирования заведений, - отмечается в докладе. - Внутри Турции никакая структура или объединение граждан не способна обеспечить финансирование в таких масштабах». РНП призвала «найти финансовые источники этой деятельности», и для самой Анкары остающиеся тайной за семью печатями.

«Он хочет, чтобы Турция возродилась»

Несмотря на все запреты и уголовные дела, идеи Нурси-Гюлена пользуются на исторической родине значительной популярностью. «Фетхулла Гюлен – очень религиозный человек, - разъяснили «Росбалту» свое понимание сути вопроса его молодые последователи в восточноанатолийском городе Ване. – Турецкое правительство выгнало его из страны, но мы очень уважаем этого человека. Он хочет, чтобы Турция возродилась, а не прислуживала Западу». Парадокс в том, что, по сведениям российских правоохранителей, именно представители западных спецслужб активно «пиарят» Гюлена как в Турции, так и в России. Характерно, что уставший от преследований турецких правоохранительных органов лидер «Нурджулар» нашел приют в США, где проживает в течении многих лет.

В отличие от Турции, на территории России нурсизм не имеет никаких исторических корней, убеждены в прокуратуре РТ (противники этой точки зрения напоминают, что во время Первой мировой Нурси провел два года в российском плену в Костроме, где и написал свои основные произведения). «Гюлен отрицает свою связь с Нурси, хотя по сути это одно и то же, - считают в прокуратуре. – Он использовал нурсисткие идеи, чтобы поднять свой рейтинг, а теперь пытается «отстроиться»».

Опасность заключается в стратегии, избранной нурсистами-гюленовцами для достижения своих целей. Гюлен изначально уделял большое внимание образовательным проектам, логично полагая, что за молодежью – будущее. Он вкладывает огромные средства в создание школ и лицеев, куда отбираются наиболее способные ученики, которым создаются все условия для получения качественного образования. При этом используются самые прогрессивные методики, в том числе НЛП. «Потом самые успешные получают высшее образование, - говорят правоохранители. – К моменту завершения обучения они становятся убежденными последователями этих идей (сами нурсисты, понимая, что за одно поколение на Турцию переориентироваться невозможно, в проповедях указывают, что их последователям необходимо привлекать своих детей, и только тогда они добьются успеха), а там недалеко и до выдвижения территориальных претензий, в частности, к России».

Опыт показывает, что ситуация развивается именно по этому сценарию. «Организаторы лицеев пытаются «включить» тюркский фактор, максимально «отрезая» российское влияние, - отмечают в прокуратуре. – Причем не рубят с плеча, а внушают эти идеи исподволь, а потом пожинают «Плоды веры». И если где-нибудь в Косово и Боснии этот процесс завершен на 90%, а в Крыму – на 70%, то в Татарстане пока лишь на 30%, и мы намерены его остановить».

В РТ действуют семь турецких лицеев-интернатов (три в Казани, по одному в Альметьевске, Бугульме, Нижнекамске и Набережных Челнах). «Благодаря качеству даваемого в них образования они имеют положительный имидж, однако проблема преподавания идей, противоречащих национальной безопасности России, остается, – говорят в прокуратуре республики. – Власти долго закрывали на это глаза, однако ожидаемое решение суда по «делу нурсистов» даст законные рычаги для решения этого вопроса».

Дело государственной значимости

Халифатская пропаганда заканчивается уголовными делами по далеко не детским статьям. В прошлом году, напомнил Валерий Кузьмин, трое учеников турецкого лицея, принадлежащих к запрещенной в РФ исламской партии «Хизб ут-Тахрир» были осуждены по ст. 205.1 («вовлечение в террористическую деятельность»). «Показательно, что, хотя «Нурджулар» и «хизбы» - совершенно разные организации, их российских последователей защищают в судах и «пиарят» одни и те же лица – «Мемориал» и некоторые другие правозащитные организации», - заметил следователь. На защиту татарстанских «нурсистов» поднялся и либеральный портал «Кредо», публикующий пространные материалы против «притеснения мыслящих мусульман».

Нельзя сказать, что идеи Нурси-Гюлена получили в Татарстане широкое распространение. По данным следствия, по всей республике самодеятельные курсы по изучению нурсистского наследия посещали около двухсот человек. Порядка тридцати наиболее активных делали это регулярно - «собирались, читали, проповедывали». «Это сетевая структура, - говорит следователь Кузьмин. – Как она возникла? Приезжает турок, начинает читать проповеди в мечети, из числа верующих выбирает подходящих – наиболее внушаемых, затем их вывозят в Турцию, там промывают мозги…».

Впрочем, с 1999 года подобные проповедники «отсюда выкидываются». Такова позиция исламского духовенства, полагающего, что нурсисты и им подобные подрывают авторитет традиционного ислама, дестабилизируя ситуацию в республике. Нурсисты – это, по сути, параллельные исламские структуры, неподконтрольные официальному духовенству, поэтому их отношения с Духовным управлением мусульман РТ иначе как сложными не назовешь. Имеются и догматические различия: последователи Нурси считают своего духовного учителя практически равным пророку Мухаммеду.

Представители следствия категорически отвергают обвинения как в «исламофобии», так и в «заказном» характере «дела нурсистов». «Все началось с жалоб родственников, обеспокоенных происходящим с их родными, вовлеченными в нурсистскую общину, - отмечает Валерий Кузьмин. – Мы занялись проблемами рядовых граждан, со временем установив, что нурсистская сеть, действовавшая из Набережных Челнов, финансировалась из Турции. Подобные дела имеют общегосударственную значимость и, естественно, находятся на особом контроле правоохранительных органов». Дело стоит на контроле у президентов России и Татарстана, генерального прокурора.

Как следует из сообщений прессы за последний год, общины или отдельные небольшие группы сторонников Нурси-Гюлена выявлены в Екатеринбурге, Омске, Ставрополе, Красноярске, Якутске, Дербенте. Подавляющее большинство городов в этом списке – обычные российские областные центры, не отличающиеся преобладанием ни мусульманского, ни тюркского населения. Сторонники халифата ищут все новые возможности для распространения своих идей, что, учитывая их мощные финансовые возможности, может стать серьезной проблемой для российской государственности.

Яна Амелина, Казань

Подпишитесь