Саудовская Аравия обратила внимание на предложения англичан в 80-е годы - после того, как израильское лобби американского Конгресса заблокировало продажу самолетов F-15 Эр-Рияду. Конкуренция с французами за саудовский рынок была жесткой, но английское предложение лоббировала сама Маргарет Тэтчер. В результате в 1985 году был заключен знаменитый контракт «Аль-Ямама» (араб. «голубь»), который стал самой большой экспортной сделкой в истории Великобритании. За двадцать лет существования контракта Великобритания получила примерно $86 млрд. Подрядчиком сперва стала компания «Бритиш Аэроспейс», а позже – «БАЭ Системс».
Многие годы все было тихо-мирно, но в 2003 г. в газету The Guardian попало письмо бывшего юриста «БАЭ Системс» Эдварда Каннингэма. Писал господин Каннингем в отдел по борьбе с крупным мошенничеством (отдел, подчиняющийся непосредственно правительству и не зависящий от других инстанций). Юрист сообщал, что в компании «БАЭ Системс» есть некий «грязный фонд» в $120 млн, предназначенный для взяток саудовским чиновникам. На следующий день отдел по борьбе с крупным мошенничеством начал официальное расследование, в результате которого высплыли любопытные детали.
Первым сюрпризом стало то, что письмо было отправлено в Отдел еще в 2001 году. Но там решили, что будет разумным перенаправить письмо в аналогичную структуру министерства обороны. Кэвин Тэббит, получивший письмо в Отделе по борьбе с мошенничеством британского Минобороны, сообщил о произошедшем... главе «БАЭ Системс», но никак не министру обороны. Таким образом дело замяли – ведь речь шла об огромных деньгах и громких именах.
Когда же в рамках права на информацию следствие было вынуждено предоставить газетам детали расследования, Англия была шокирована: «БАЭ Системс» тратила бешеные деньги на оплату дорогостоящих поездок членов королевской семьи Саудовской Аравии, в частности, семьи и ближайшего окружения принца Турки аль-Фейсала, возглавляшего долгое время саудовскую разведку и бывшего в ту пору послом в Великобритании. Англичане узнали, что «БАЭ Системс» потратила $34 млн на оплату летних каникул семейства Турки и 35 человек прислуги, побывавших в Париже, Каннах, Калифорнии, Лондоне, Канкуне и других местах. Принцы катались на лыжах, принцессы покупали «Мерседесы», их охраняли телохранители, чьи услуги однажды обошлись в $800 тыс. И это далеко не все расходы.
Следствие также выянило, что с 2001 года, когда в ответ на теракты 11 сентября в Великобритании был принят закон, запрещающий выплату вознаграждения иностранным чиновникам, организацией люксового отдыха, а также переводом денег на счета в Лос-Анджелесе занимались компании Robert Lee International и Travelers World, созданные «БАЭ Системс» для прикрытия.
Но и это еще не все. Поскольку после 11 сентября ситуация на Ближнем Востоке стала малопредсказуемой, «БАЭ Системс» добилась от правительства гарантии, что если саудовский режим рухнет, и она потеряет выгоднейший контракт, то ей будет выплачена страховка - за счет средств британских налогоплательщиков.
На все обвинения «БАЭ Системс» отвечала, что не совершала ничего противозаконного. Руководство компании подчеркивало: «муссирование» темы в СМИ может привести к тому, что Саудовская Аравия не подпишет новый контракт (предыдущий истекал в 2005 году), Великобритания потеряет очередные $80 млрд. «Королевская семья не очень рада, что их имена появляются на страницах британской прессы», - заявляли руководители «БАЭ Системс».
Ссориться с саудовскими шехами британское руководство не захотело. «Я испытываю неловкость по этому поводу, но вынужден учитывать реалии ситуации», - заявил в декабре генеральный прокурор Великобритании Голдсмит. Он отметил, что продолжение расследования нанесет очень большой ущерб национальной безопасности страны. Генпрокурора поддержал премьер-министр Великобритании Тони Блэр, заявивший, что это нанесет непоправимый ущерб отношениям со страной, с которой Великобритания сотрудничает в борьбе с терроризмом, в вопросах безопасности, по ближневосточному направлению.
15 декабря 2006 года расследование было официально остановлено, что вызвало бурю негодования в парламенте и прессе, поставило под сомнение независимость судебной власти, и стало еще одним пятном на политической биографии Тони Блэра, и так проходящего по делу «деньги в обмен на дворянские титулы» и поддержавшего военную интервенцию в Ирак.
По мнению тех, кто выступал против расследования, главной угрозой было прекращение сотрудничества с саудовскими разведслужбами. Благодаря их помощи, по словам Голдсмита, удалось предотвратить несколько терактов. Сотрудничать со страной, плодящей террористов, для противостояния этим же террористам, да еще приплачивать ей за это - весьма изощренный способ обеспечивать нацбезопасность. В декабре Голдсмит и Блэр ссылались на поддержку британских спецслужб, которые, однако, уже в январе заявили, что они лишь подтвердили, что разрыв сотрудничества с Эр-Риядом является угрозой национальной безопасности, но никак не то, что разрыв возможен из-за расследования.
А вот на прибретение Саудовской Аравией британских самолетов Eurofighters расследование, скорее всего, повлияло бы. Анонимный источник в британском МИДе сказал газете The Guardian, что взятки – часть работы в Саудовской Аравии, и что если Англия не будет этого делать, то это будут делать другие - французы, например. А Англия из-за своей щепетильности только потеряет деньги. Ведь, например, по контракту «Аль-Ямама» Эр-Рияд платил в самой конвертируемой валюте – черном золоте, которое текло в Англию по 400-600 тысяч баррелей в день, начиная с 1985 года. Потерять саудовскую нефть – что это, как не угроза нацбезопасности?
Но сотрудники ОБСЕ в Париже не совсем поняли, как можно остановить расследование, когда очевидно, что есть и состав преступления, и виновные, и вызвали в январе на ковер группу британских чиновников для объяснений. Великобритания – одна из 36 стран, подписавших Конвенцию по борьбе со взяточничеством ОБСЕ, и если она будет прикрываться национальными интересами, которые, согласно тексту Конвенции, не могут быть причиной для прекращения расследования, то так начнут поступать и другие.
По результатам встречи ОБСЕ выразила озабоченность ситуацией и обещала продолжить работу на встрече в марте. Генеральный прокурор Великобритании Голдсмит заявил, что он по-прежнему считает решение о прекращении расследования правильным, однако «это не значит, что расследования деятельности «БАЭ Системс» по другим направлениям не будут вестись». А поводов для этого хватает.
Так, в период с 1997 по 2004 год «БАЭ Системс» выплатила Аугусто Пиночету $2 млн. А также перечислила $12 млн посреднику, организовавшему сделку, в рамках которой беднейшая африканская страна Танзания приобрела военную радарную установку, в результате чего ей пришлось увеличить государственный долг. Последнюю сделку, кстати, активно поддержал в 2002 году Тони Блэр, который три года спустя гордо объявит главным направлением британского председательства в G8 развитие Африки. В парламенте эту сделку назвали «позором».
Следы английского оружия есть и в Румынии, и в Южной Африке. Однако стоит взглянуть на цифры, фигурирующие в сделках, чтобы понять, что и эти расследования обречены на закрытие - по крайней мере до тех пор, пока у власти будут лейбористы.
Кстати, волна протеста против расследования, прошедшая по страницам британских газет, была хорошо организованным мероприятием, за которым стояло агентство «Белл Потинджер». Его глава Тим Белл сделал себе имя, когда руководил пиар-компаниями Маргарет Тэтчер, чей советник Чарльз Пауэлл стал давать советы «БАЭ Системс», а его брат Джонатан Пауэл возглавил администрацию Тони Блэра. Белл известен своей дружбой с опальным российским олигархом Борисом Березовским, и именно его агентство распространило знаменитую фотографию Александра Литвиненко на больничной койке. Неожиданное внимание прессы к бывшему офицеру ФСБ и высказывания против расследования – работа рук мастера пиара.
История с продажей оружия Саудовской Аравии стала прекрасной иллюстрацией того, что ради углеводородного сырья государства готовы пойти на все. Даже на альянс со страной, в которой бьется сердце ваххабистской идеологии, откуда родом большинство террористов, где покупаемое оружие идет на подавление оппозиции, и во главе которой стоит коррумпированный монархический режим. Оказывается, сотрудничество с такой страной - в интересах национальной безопасности.
Юлия Нетесова, Лондон