Posted 15 декабря 2006, 08:09
Published 15 декабря 2006, 08:09
Modified 2 апреля, 03:03
Updated 2 апреля, 03:03
«Свободе ничто не должно угрожать. Свободу надо защищать!» - такое боевое заявление сделал в сентябре этого года польский премьер-министр Ярослав Качиньский на военной базе в Техасе, где ему демонстрировали вооружения, закупаемые Польшей у США. Необходимость защиты свободы хорошо понимали и предшественники Качиньского, поэтому уже несколько лет Польша активно занимается перевооружением своей армии, пытаясь соответствовать стандартам НАТО.
На закупку новых вооружений эта восточно-европейская страна тратит астрономические суммы. И это при том, что государственный долг Польши постоянно увеличивается, и его размер сейчас приближается к 50% ВВП. Но ничего не поделаешь - «свободу надо защищать».
То, как на практике выглядит благородное дело защиты свободы, можно увидеть на примере самых заметных сделок по закупкам вооружений последних лет - бронетранспортеров «Росомаха», грузовых самолетов и истребителей F16. Все сделки совершены по принципам так называемого офсета: компания, поставляющая продукцию, обязуется инвестировать определенную сумму в экономику покупающей стороны. На покупку 690 бронетранспортеров польское министерство обороны выделило около $2 млрд.
Тендер на их поставку выиграли финская и итальянская фирмы, обязавшиеся за 300 млн евро построить предприятие, которое доводило бы «Росомах» до ума - бронировало базовую версию, созданную на польских заводах, и устанавливало башню. Как оказалось, фирмы, выигравшие тендер, деньги получили, но инвестировать в производство не торопятся. Ситуация оказалась еще более плачевной, когда выяснилось, что не только не создано производственных мощностей, но и конструкция башни, предложенная итальянцами, никуда не годится. Будущее польских безбашенных «Росомах» стало совсем неопределенным.
Второй эпизод касается закупки 10 транспортных самолетов С-295 CASA, произведенных концерном EADS - тем самым, часть акций которого недавно купил ВТБ, вызвав небольшой переполох в Европе. Стоимость сделки составила около $300 млн. Эксперты полагают, что было бы намного выгоднее, если бы Польша закупила украинские «Антоновы», которые на порядок дешевле и, при этом, вместительнее. Как и в случае с бронетранспортерами, сделка с EADS предполагала инвестирование в польскую экономику. Концерн, выполняя обязательства, выкупил за $10 млн известное польское предприятие по производству малых самолетов. И тут же закрыл его, объясняя свое решение нерентабельностью. Едва ли такие инвестиции – это то, что действительно нужно польской экономике.
Самой нашумевшей и масштабной сделкой стало заключенное в 2003 г. соглашение о покупке партии из 48 американских многоцелевых истребителей F16. Стоимость самолетов составила $3,6 млрд, общая стоимость сделки (обучение пилотов, создание необходимой инфраструктуры) – 6 млрд. По условиям офсета американский концерн «Локхид Мартин» обязался профинансировать инвестиционные проекты на сумму $6 млрд в течение 10 лет. Серьезный размер инвестируемой суммы был одним из доводов инициаторов этой сделки с польской стороны, когда они объясняли, почему в конкурсе выиграли американцы, а не британско-шведский «Грипен» или французский «Мираж».
Несмотря на размер обещанной суммы, соглашение сразу же стало вызывать вопросы. Эксперты недоумевали: зачем Польше за такие деньги нужны морально устаревшие самолеты? Тем более на фоне громких заявлений, делавшихся, например, Павлом Новаком, отвечающим за закупки вооружений в министерстве обороны. Он сообщил, что его ведомство намерено закупать еще даже только разрабатывающуюся продукцию, чтобы потом она могла служить десятилетиями, не устаревая. В этом свете многомиллиардная сделка по покупке уже далеко не новых F16 выглядит довольно странно.
Сомнения в современности и надежности американских самолетов окрепли еще и тогда, когда в ноябре этого года первая партия F16 отправилась из США к заказчику. Перелет сразу же не заладился: из-за неисправностей истребителям пришлось разворачиваться над Атлантикой и возвращаться. Со второй попытки океан перелететь удалось, однако до заветного аэродрома в Германии (откуда машины должны были прибыть в Польшу) многофункциональные истребители все же не дотянули. Опять подвели неполадки, и самолеты совершили вынужденную посадку в Исландии.
У польского правительства не выдержали нервы, и оно отправило официальный запрос в США, прося объяснений. Не известно, получило ли оно ответ, но когда истребители прилетели на базу в Кшесине, им был устроен теплый и торжественный прием. Там же у самолетов появилась крестная мать – жена президента Леха Качиньского.
Как упоминалось, сделка по приобретению американских самолетов также была заключена на принципах офсета. На декабрь 2006 г., как заявляют польские чиновники, в рамках этого соглашения американцы проинвестировали в Польше проектов на $3,8 млрд. Что даже на 800 млн больше, чем положено по графику. Однако в какого рода проекты были вложены эти деньги такими стахановскими темпами? Как оказалось, основная часть этой суммы просто пошла на закупку продукции дочерних предприятий американских фирм в Польше с последующей ее перепродажей головным конторам в других европейских странах.
Самые большие расходы (порядка $1,5 млрд) были зачтены в счет продажи за пределами территории Польши автомобилей Опель американской компании «Дженерал Моторс». Как справедливо указывают эксперты, вся эта продукция, произведенная в Польше и реализованная за ее пределами, в любом случае была бы произведена и экспортирована, поэтому об «инвестициях» в этом случае говорить просто не корректно.
В отношении инвестиций в военное производство Польши, как это предполагалось соглашением, дела обстоят еще хуже. Американцы ссылаются на то, что Польша – отсталая в технологическом плане страна, и им просто негде применять свои технологии. Из всех первоначально обозначенных проектов инвестирования был осуществлен только один – переоборудование фабрики для утилизации боеприпасов. Да и то она так и не заработала, а подряды на утилизацию получают частные фирмы, близкие к чиновникам от обороны. Таким образом, благодаря «предприимчивости» американцев и коррумпированности местных чиновников покупка истребителей из «сделки века» для Польши превратилась в настоящую драму.
А ведь Россия предлагала Польше возможность модернизации имеющихся у нее МиГ-29, которые бы ничем не уступали американским F16 и вполне соответствовали натовским стандартам. Польша могла бы сэкономить на этом большие деньги. Она могла бы еще и заработать, так как российское предложение включало строительство на территории Польши центра по модернизации самолетов российского производства, услугами которого могли бы пользоваться другие страны.
Однако Варшава выбрала иной путь. И, похоже, не собирается с него сворачивать. Недавно стало известно, что Польша планирует приобрести 160 вертолетов американской компании «Сикорский Эакрафт» – это будет одна из крупнейших сделок в мире – на сумму около $6 млрд с соответствующим размером инвестиций. Скандальные (по мнению большинства польских экспертов) обстоятельства соглашения с «Локхид Мартин» не повлияли на позицию польского руководства, для которого авторитет США важен больше, чем выгода для собственной экономики.
Алексей Тимофеев, Польша