Posted 12 декабря 2006, 10:20
Published 12 декабря 2006, 10:20
Modified 2 апреля, 03:04
Updated 2 апреля, 03:04
Израиль никогда не признавался в том, что обладает ядерным оружием. Но в том, что оно таки у него есть, уверены многие. Лишь иногда лидеры еврейского государства намекали на ядерный потенциал. Самым ярким и остроумным намеком остается фраза премьер-министра Голды Меир: "У Израиля нет ядерного оружия, но если понадобится, он его применит".
Премьер-министр Эхуд Ольмерт оказался менее остроумен. Его "атомное" высказывание в лучшем случае является результатом плохо сформулированной мысли, а в худшем - неосторожной фразой замечтавшегося политика.
Впрочем, терять уже, по-видимому, нечего. "Оговорке" Ольмерта предшествовало выступление нового главы пентагона Роберта Гейтса. Последний упомянул Израиль в качестве члена ядерного клуба так, будто это всем очевидный факт. С Ольмертом все и вышло вышло из-за заявления Гейтса.
Дело было в Германии. Премьер-министр Израиля давал интервью телеканалу SAT1, и разговор зашел о ядерной программе Ирана. Ольмерт призвал Германию не связываться с Ираном, поскольку эта страна стремится к обладанию ядерным оружием, угрожая безопасности в мире. Ведущий попросил Ольмерта прокомментировать заявление Гейтса, из слов которого следовало, что Израиль - ядерная держава. Премьер-министр предложил журналисту спросить у самого Гейтса об израильском ядерном оружии (раз Гейтс о нем заявляет). "Уверен, вы можете спросить об этом у Гейтса и поговорить с ним на эту тему", - сказал Ольмерт.
Но тема продолжала развиваться. Ольмерту в итоге пришлось снова комментировать предположения о том, что у Израиля есть ядерное оружие. Суть разговора была в том, что если такое оружие есть у Израиля, то Европе сложно убеждать Иран в том, что тот не должен развивать свою ядерную программу.
Услышав это и, видимо, разозлившись, Ольмерт "прокололся". Вместо того чтобы переспросить о том, с чего в Европе взяли, что у Израиля есть ядерное оружие, он начал отвечать на вопрос так, будто оно у еврейского государства действительно есть. Он будто стремился объяснить, почему Израиль в отличие от Ирана имеет право на ядерное оружие, и почему Израиль и Иран вообще несопоставимы в этом вопросе.
Точнее всего перевести слова Ольмерта на русский можно так: "Израиль в отличие от Ирана никогда не угрожал уничтожить ни одно государство. Иран же публично и открыто угрожал стереть Израиль с карты. Разве можно проводить такое сравнение, когда они (иранцы) стремятся к ядерному оружию, такому как у США, России, Франции и Израиля?".
Отдуваться за эти неосторожные слова Ольмерта пришлось канцелярии израильского премьера, попытавшейся свести высказывания Ольмерта к банальному непониманию собеседников. Получилось не очень удачно, как известно, слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
В заявлении канцелярии сказано: "Приведенная цитата - это ответ на вопрос, относившийся к словам министра обороны США, на основании которых интервьюеры утверждали, что у Ирана есть право на ядерное оружие ввиду того, что у других государств в регионе и в мире в целом есть такое оружие. Премьер-министр в своих словах затронул это утверждение, но в записанном интервью дважды подчеркнул, что Израиль никогда не утверждал, что обладает ядерным оружием".
Ольмерт чуть позже также заявил, что он был неправильно понят. "Нельзя проводить подобные сравнения, - сказал он, имея в виду Израиль и Иран. - Израиль - демократия, Израиль никогда не угрожал ни одной стране. Все, чего мы хотели достичь - жизнь без террора, но мы никогда не грозили ни одной стране уничтожением".
Отмечая, что у США, России, Франции и Великобритании есть ядерное оружие, он добавил, что нет места для сравнения их с Ираном. "Речь идет о цивилизованных государствах, не угрожающих миру. Они не грозят другим странам тем, что они используют ядерное оружие, чтобы уничтожить их. Ввиду этого (между ними и Ираном) есть большая разница", - сказал Ольмерт, заглаживая свою оговорку.
В Израиле оплошность Ольмерта, не удержавшего язык за зубами, жестко критикуют как правые, так и левые. Лишь инженер Мордехай Вануну, работавший на ядерном реакторе в городе Димона, поспешил похвалить премьера. "Израиль начал осознавать, что нельзя продолжать врать", - сказал он, по-видимому, так и не поняв, что Ольмерт сказал не совсем то, что хотел, и к тому же был неправильно понят.
Ззавеса над ядерным потенциалом Израиля была впервые приподнята в 1986 году. Мордехай Вануну, работавший на ядерном реакторе в Димоне (пустыня Негев), находясь в Европе, рассказал в интервью британской газете Sunday Times о работе атомного центра и передал изданию его фотографии. Проанализировав его слова и снимки, эксперты сочли, что на снимках запечатлено хранилище ядерного оружия. Тогда - в 1986 году - они оценили ядерный потенциал Израиля в 100-200 ядерных боеголовок. В том же году Вануну был захвачен израильскими спецслужбами и просидел 18 лет - до 2004 года - в израильской тюрьме, где принял христианство.
Ядерные амбиции Ирана выросли с приходом к власти Махмуда Ахмадинежада в 2005 году. Уже 3 августа 2005 года на церемонии вступления в должность президент Ирана пообещал, что его страна не потерпит дискриминации со стороны наций, пользующихся политическими, научными и технологическими привилегиями.
Иран настаивает на том, что его развивающаяся ядерная программа носит мирный характер. Однако международное сообщество подозревает Иран в стремлении к ядерному оружию. Вразумительного ответа на предложение помощи в обмен на отказ от ядерной программы Европа не получила. В октябре иранский президент дал понять, что решения Совета Безопасности ООН - ему не указ. В ноябре Ахмадинежад заявлял о скором осуществлении ядерного проекта. 15 ноября на одном из иранских заводов, где, по официальной версии, происходило лишь уничтожение ядерных отходов, инспекторы МАГАТЭ обнаружили следы высокообогащенного урана и плутония - веществ, необходимых для создания ядерного оружия. Также в ноябре появилась информация, что Тегеран разработал и испытал детонирующее устройство для ядерной бомбы.