Posted 13 августа 2006, 20:53

Published 13 августа 2006, 20:53

Modified 2 апреля, 03:44

Updated 2 апреля, 03:44

Алкогольная депрессия

13 августа 2006, 20:53
На алкогольном фронте пока без особых перемен. Выбор невелик, а цены начинают подрастать, как и предвещали эксперты. Правда, государство нашло виновников кризиса. Но производителям и потребителям алкоголя от этого не легче.

На алкогольном фронте пока без особых перемен. Выбор все так же невелик, а цены начинают подрастать, как и предвещали эксперты. Однако на днях министр финансов Алексей Кудрин признал наличие алкогольного кризиса в стране и обозначил его виновников - Минфин, Минсельхоз, Минэкономразвития, Федеральная служба безопасности, Федеральная таможенная и налоговая службы. К сожалению, это не поможет разрешить ситуацию. В результате активного госрегулирования, алкогольный рынок лихорадит фактически с начала 2006 года. Новая волна изменений пришлась как раз на июль текущего года.

Система дала сбой

С 1 июля все организации-участники алкогольного рынка должны были подключиться к Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС). Эта система призвана контролировать продвижение на рынке каждой бутылки - от производителя до потребителя, и в итоге в значительной степени легализовать алкогольный рынок. Одновременно с этим в обороте должна была остаться алкогольная продукция с акцизными марками только нового образца.

Однако в работе ЕГАИС выявились многочисленные сбои, что отразилось на результатах деятельности организаций и привело к уменьшению объемов производства и реализации алкогольной продукции.

Неэффективной была и сама подготовка «алкогольной реформы». В частности, новых акцизных марок элементарно не хватало. По информации председателя подкомитета ТПП по предпринимательству Петра Каныгина, с начала текущего года было выпущено 116 тыс. новых марок вместо необходимых 50 млн. Кроме того, до настоящего времени еще не все участники рынка «горячительных напитков» внесены в реестр ЕГАИС и, соответственно, пока не могут реализовать алкогольную продукцию.

Потери несут все

Недосчитавшиеся акцизных марок не досчитались и прибыли. По словам генерального директора группы компаний «Русский Алкоголь» Сергея Сорокина, за первое полугодие 2006 года убытки холдинга, связанные с перемаркировкой продукции, составят около $300 тыс. Из-за сбоев в работе ЕГАИС компания была вынуждена в июле на 50% сократить (по отношению к плану) месячный объем поставок - до 300 тыс. декалитров.

Помимо потерь от недопоставок, участники рынка несут значительные транспортные расходы. К примеру, из-за сбоев системы ЕГАИС ЗАО «Бодегас Вальдепабло Нева» не удалось растаможить товар в порту. Теперь порт требует оплаты простоя товара на сумму в $ 35 тыс. Получается, что товар не реализован на рынке, а следовательно не приносит прибыли – только потери.

Производители отмечают, что такие ситуации происходят в каждой компании. "За последнюю неделю "Атлас" прислал 3 обновления версии ЕГАИС, и часто последнее обновление блокирует некоторые параметры старой версии", - сообщил директор по продажам компании "Темп Первый" Александр Пушкин.

С импортным алкоголем ситуация также непростая, отмечают члены Северо-Западной Ассоциации участников алкогольного бизнеса «АЛБИ». По мнению генерального директор «Русьимпорт-Нева» Ильи Киселева, многие из импортеров начинают насыщать отечественный рынок алкоголем низкой и средней ценовой категории. В результате возникают проблемы с элитным и дорогим алкоголем. До кризиса продукция компании «Русьипорт-Нева» насчитывала порядка 2000 наименований, сейчас - всего 300. Дистрибьюторы, несущие денежные потери из-за невозможности реализации товара на рынке, наращивают задолженность перед иностранными производителями. Сейчас достоверных данных о размере убытков не озвучивается, но, по мнению экспертов, общие возможные убытки оцениваются в сотни миллионов долларов.

Союз производителей алкогольной продукции 7 июля 2006 года в открытом письме президенту России обозначил ущерб за минувшие полтора месяца: 1 млрд рублей — потери производителей, 9 млрд рублей — государственного бюджета.

По прогнозу председателя подкомитета ТПП по предпринимательству Петра Каныгина, «если система ЕГАИС заработает, то алкоголь попадет в магазины не раньше октября, к ноябрю рынок восстановится примерно на 50% по отношению к 2005 году». Но это еще не все. Не стоит забывать о прогнозах о том, что цена на алкогольную продукции возрастет в среднем 15% - 30%.

Верните наши деньги!

Терпение участников рынка не безгранично. И поэтому они уже начали прорабатывать возможные варианты возмещения своих убытков - чтобы государству было неповадно предпринимать не выверенные шаги. В частности, Северо-Западная Ассоциации алкогольного бизнеса "АЛБИ" намерена подать иск в Конституционный суд РФ по возмещению убытков. Правда, как отметил президент ассоциации Игорь Попов, иск может быть подан только после оценки и подсчетов убытков, а возможность такой процедуры появится только после выхода из кризиса. «Сформировать общий иск сейчас сложно, это возможно сделать только по определенным и конкретным убыткам», - сказал Попов.

Пока Ассоциация решает, как подать коллективный иск, компании рассматривают возможность подачи отдельных исков. К примеру, ЗАО "Бодегас Вальдепабло Нева" намерено взыскать убытки за простой груза в порту из-за сбоя работы ЕГАИС через суд с фирмы "АТЛАС", разработавшей и внедряющей эту систему.

Промашка вышла

Намеченное ужесточение контроля за производством и оборотом алкоголя наказало, скорее, добропорядочных участников рынка. А для изготовителей суррогата созданы тепличные условия. В начале года были остановлены ведущие водочные заводы. «Сегодня удар нанесен по добросовестным импортерам. Все это выгодно, конечно, производителям суррогатов, которые заполнили российский рынок», - отметил депутат Государственной думы Сергей Глазьев.

В общем, «хотели как лучше, а получилось как всегда». ЕГАИС представлялась и разрабатывалась, в первую очередь, для борьбы с нелегальным алкоголем, для защиты потребителя и поддержки добросовестных производителей. Однако по факту получилось наоборот.

Сергей Гаукин.

Подпишитесь