Posted 16 июля 2006, 07:29

Published 16 июля 2006, 07:29

Modified 2 апреля 2024, 03:51

Updated 2 апреля 2024, 03:51

Турция: Кошелек дороже жизней

16 июля 2006, 07:29
Взрывы в Турции происходят с удручающим постоянством. Однако вместо усиления охраны и борьбы с подпольными группировками местные власти для спасения своего национального туристического бизнеса нашли иной выход - замалчивание терактов.

Последние годы, годы войны с террором оказали не самое позитивное влияние на туристический бизнес: взрывы на островах Джерба и Бали, в Шарм-аль-Шейхе и на испанском побережье, естественно, отвращают многих отдыхающих от этих мест, а попавших в разряд опасных для жизни. То же самое происходит и в Турции. Взрывы гремят здесь с удручающим постоянством, однако вместо усиления охраны и борьбы с подпольными группировками местные власти для спасения своего национального туристического бизнеса нашли иной выход: замалчивание терактов.

Когда 25 июня турецкий журналист Серкан Айтис услышал о том, что в довольно популярном курортном городке Манавгат прогремел взрыв, он немедленно выехал к месту происшествия. Серкан работает репортером анталийской газеты «Аксам», и подобные происшествия находятся в зоне его профессиональных интересов. По его словам, он ожидал увидеть все, что угодно: пожар, убитых и раненых, панику... не ожидал лишь того, что произошло с ним и с его коллегами, когда они добрались до места.

Огромная толпа из местных жителей преградила им путь. Торговцы, владельцы кафе и ресторанов, работники гостиниц собрались на выезде из Манавгата лишь затем, чтобы не допустить к месту происшествия репортеров. Сначала они громогласно проклинали приехавших журналистов, потом попросту бросились на них с кулаками – все боялись, что репортажи о взрыве напугают туристов и лишат жителей города заработка. «Я думал, нас растерзают на месте», - вспоминал Айтис, попавший в результате потасовки на несколько дней в больницу.

Манавгат, популярный турецкий курортный город, расположенный в 80 км от Анталии, полностью зависит от туризма. В летний сезон его жители зарабатывают до 90% своего годового дохода. Здесь, кроме отелей и сопутствующей инфраструктуры, расположен также живописный водопад – гвоздь туристического аттракциона. Взрыв бомбы унес жизни четырех человек и ранил еще 28. Трое из четверых погибших – туристы из Голландии, Венгрии и Норвегии. Четвертый – официант ресторана, в котором произошел теракт - турок.

Сведения об этом, естественно, все-таки просочились в СМИ, однако первые тревожные сообщения вдруг сменились тишиной. А потом с официальным заявлением выступил советник местного самоуправления Касим Фикрет Даидоглу: по его словам, речь шла не о теракте, а о несчастном случае – взорвался неисправный газовый баллон на кухне ресторана, расположенного неподалеку от обзорной площадки водопада. Бывает, бывает, что поделаешь, все в руках Аллаха...

Эта внезапно возникшая официальная версия вызвала у многих серьезные сомнения. Дело в том, что через день после взрыва некий аноним позвонил в известное своими прокурдскими настроениями информационное агентство ANF и сообщил, что ответственность за это, как он сказал, «патриотическое действие» берет на себя воинствующая группировка «Соколы свободы Курдистана» (ТАК). По словам анонима, «соколы» взорвали в пресловутом ресторане бомбу специально для того, чтобы прогнать из Манавгата туристов.

Конечно, и в этой версии можно сомневаться – в конце концов, в той же Турции полно всяких групп, готовых взять на себя ответственность за что угодно, вплоть до драки на каком-нибудь школьном дворе, лишь бы о них заговорили. Однако, как стало известно журналистам, следствие в этом направлении вообще не велось.

Кроме анонимного звонка есть и еще одно доказательство версии теракта. Турецкая газета «Ватан» опубликовала сведения о том, что за 20 минут до взрыва одна из охранных камер наблюдения, установленных на смотровой площадке водопада, зафиксировала трех подозрительных человек: некий мужчина прятал в мусорный бак объемистый пакет, в то время как еще один мужчина и женщина явно «стояли на шухере». Тем не менее, со стороны официальных властей эти сведения подтверждены не были – мало того, вдруг оказалось, что именно у этой самой камеры непонятным образом произошел сбой, в результате которого все записи, относящиеся к нужному периоду времени, оказались стерты. В общем, уши лезут из всех щелей, но турецкие органы охраны правопорядка предпочитают изображать знаменитых трех китайских обезьянок: ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу.

Госучреждения, очевидно, опасаясь того же, чего и бушующая толпа жителей Манавгата – оттока иностранных туристов – продолжают настаивать на версии «несчастного случая». В конце концов, количество отдыхающих в Анталии уже сейчас упало по сравнению с тем же периодом прошлого года на 17%. После взрыва мусорного бака в Стамбуле, произошедшего 15 июня (ответственность за него также взяла на себя организация ТАК), местный шеф полиции недвусмысленно потребовал от представителей СМИ «писать отчеты, не забывая о том, что туристический сезон в разгаре».

Впрочем, подобная «осторожность» в скором времени будет вменяться турецким газетам в прямую обязанность. Недавно принятый парламентом в Анкаре «антитеррористический закон» (для вступления в действие он должен быть лишь подписан президентом страны, что является формальностью) угрожает тюремным заключением тем журналистам, которые станут «распространять пропаганду террористических группировок». Нетрудно догадаться, что сам факт репортажа о подобных взрывах вполне может быть расценен в качестве такой «пропаганды».

Так что в ближайшем будущем можно опасаться, что на средиземноморское побережье Турции обрушится настоящая волна невезения: будут взрываться газовые баллоны на кухнях, некачественные консервы в ларьках и даже неправильным образом утилизированные электробатарейки в мусорных баках. Впрочем, тем, кто всерьез рассчитывает на подобные «антитеррористические законы», следовало бы не забывать об известной русской пословице про шило, которое в мешке не утаить.

Борис Альтнер, Германия.

Подпишитесь