Posted 14 июля 2006, 11:18

Published 14 июля 2006, 11:18

Modified 2 апреля, 03:52

Updated 2 апреля, 03:52

Семеро одного дождались

14 июля 2006, 11:18
Сочинения на тему «Заслуживает ли Россия право провести саммит G8?» стали настолько популярны в западных СМИ, что впору говорить о рождении нового жанра. Даже за несколько дней до саммита страсти не утихали...

Сочинения на тему «Заслуживает ли Россия право провести саммит G8?» стали настолько популярны в западных СМИ, что впору говорить о рождении нового жанра. Даже за несколько дней до саммита страсти не утихали. Западная мысль работала над тем, зачем нужно критиковать Россию, и что Россия о себе возомнит после того, как ей позволили провести у себя саммит. Не всегда согласные между собой страны «восьмерки» объединены антироссийским единодушием в СМИ. Призывы критиковать обоснованно и конструктивно появляются крайне редко. Но все же появляются.

Великобритания

Британская газета The Guardian в статье «Лицемерие и ошибочность новой русофобии Запада» утверждает, что «критика Путина за отсутствие демократии и экспорт энергоресурсов неоправданна и вредна для обеих сторон». Издание признает, что изливаемые на Россию перед саммитом потоки критики отчасти заслужены, но в целом предвзяты. Весеннее выступление вице-президента США Дика Чейни в Литве, в котором Россия в очередной раз обвинялась в отсутствии демократии, названо «самой грубой атакой Соединенных Штатов с момента падения коммунизма» и «примером двойных стандартов». Отмечается, что из Литвы Чейни отправился в Казахстан, где «превозносил президента этой страны, чьи выборы страдали гораздо большим количеством нарушений, чем выборы Путина». Отношение к России The Guardian связывает с такими факторами, как усиление власти Путина, укрепление независимости Москвы на мировой арене и ее растущая роль как поставщика нефти и газа.

Совсем другое дело – посвященные саммиту статьи в газете The Financial Times. В них можно обнаружить общий план, несмотря на то, что пишут их разные люди. Прежде всего, читателю объясняют, как же все-таки так стряслось, что Россия оказалась в «большой восьмерке», после чего констатируют: не место ей там, не приживается. Издание, например, опубликовало статью Строуба Тэлботта (бывший заместитель госсекретаря США), который напоминает, что «большая семерка» пригласила в свои ряды Бориса Ельцина еще в 1998 году, надеясь поддержать движение России к строительству плюралистической политической системы, к усилению власти закона, к обеспечению независимости судов и интеграции в глобальную экономику, однако теперь «семерка» сожалеет. «Провозгласив в стране строительство «управляемой демократии» и «диктатуры закона», Путин сделал в каждом из этих лозунгов слишком большой акцент на первом слове», – острит Тэлботт, переходя к делу ЮКОСа и российской доктрине «энергетической сверхдержавы».

Другая статья в том же издании начиналась с объяснения двух сигналов, которые дали миру в 2002 году промышленно развитые демократические страны, решив собраться в России на G8-2006: во-первых, о том, что Россия выходит из затяжного постсоветского экономического штопора; во-вторых, о том, что она прочно заняла место в западной семье наций. "Однако председательство России в G8 показывает вовсе не то, как прочны ее отношения с европейскими партнерами и США, а то, насколько Россия все еще обособленна", – замечает газета, припоминая спор с ЕС из-за энергоносителей, взаимную подозрительность по поводу демократии в отношениях с США и газовые связи с Китаем. Признав все-таки, что "Москва больше не исповедует воинственную, экспансионистскую идеологию", The Financial Times констатирует: "Пока надежды на то, что Россия закрепится в западном сообществе, тщетны".

Журнал The Spectator в статье "Следует ли доверять Путину проведение саммита "Группы восьми"? сосредотачивается на "Роснефти", объясняя, как государство разобралось с ЮКОСом, и предостерегая: "Если российское государство отберет ваши деньги, как оно сделало с ЮКОСом, не говорите, что вас не предупреждали". По мнению издания, начиная торги акциями, "компания, приобретшая собственность незаконным путем, может получить высочайшее одобрение международного финансового истэблишмента", а саммит G8 при этом "помогает авторитарному государству получить высочайшее одобрение международного финансового истэблишмента".

США

В американских СМИ одни заголовки чего стоят. Они позволяют передать атмосферу, не пересказывая содержания текстов: "Критиковать Россию есть все основания" и "С Россией мы должны вести себя жестко" (The International Herald Tribune), "Влад готов бросить вызов Америке" (The Conservative Voice), "Путин затыкает рот "радиоголосам" (The Boston Globe), "Накануне саммита "восьмерки" Россия закручивает гайки" (USA Today).

К чести американских журналистов из The International Herald Tribune стоит сказать,что от них, как и от их английских коллег из The Guardian, не ускользнуло лицемерие Чейни, который удивительным образом совместил критику Путина из Вильнюса с казахстанскими дифирамбами Назарбаеву, "чей режим никак не назовешь образцом в плане соблюдения гражданских свобод". Но американцы убеждены, что похвалы Назарбаеву не делают безосновательными упреки в адрес России: расширение властных полномочий, контроль телевидения, Госдумы, судов и основных производственных и энергетических предприятий. Слова замглавы администрации президента РФ Владислава Суркова о том, что в 90-е Россия страдала от засилья олигархов, Дума была коррумпированной, суды – ненадежными, а экономика – неконтролируемой, издание оправданием не считает.

The Washington Times констатирует: "Россия в политическом и экономическом плане становится все более несовместимой с другими членами "восьмерки", и отношения между Вашингтоном и Москвой достигли самой низкой точки со времен Холодной войны". Другая газета – The Washington Post начала материал словами: "За шесть лет президентства Владимира Путина, который будет принимать президента Буша и других лидеров промышленно развитых стран на саммите в ближайшие выходные, политические свободы в России были существенно ограничены". Далее речь идет о предопределенности итога выборов 2007 и 2008 ("Единая Россия" и преемник Путина), споре с Украиной, временно лишившем Европу газа, и подавлении инакомыслия.

Канада

Канадские заголовки не отстают от заголовков американских СМИ и сразу дают понять, каким видят место России в G8 канадцы. "Кукушонок в гнезде "восьмерки", – обзывается издание Embassy. "Нерадивый ученик", – подхватывает Le Devoir.

Embassy предполагает, что Путин специально именно на июль наметил превращение рубля в конвертируемую валюту, дабы на саммите продемонстрировать гостям: Россия добилась впечатляющих экономических успехов. Признав, что с момента прихода Путина к власти на экономическом фронте действительно достигнут значительный прогресс, издание напоминает, что "большая семерка" первоначально мыслилась как формат для ежегодных встреч лидеров крупнейших промышленно развитых демократических государств". Логическое ударение, по-видимому, поставлено на слово "демократических", поскольку продолжение звучит так: "Однако называть сегодня новую страну-участницу "восьмерки", в которую "группа семи" была преобразована в 1996 году, "демократическим государством" было бы слишком". Описав вкратце недемократичность российского режима, автор статьи берется за статус "промышленно развитой страны", намекая на то, что и это не про Россию. "В экономическом плане она скорее ближе к Нигерии или Ирану, чем к другим странам "восьмерки": более 70% ее экспортных доходов и 30% от объема ВВП приходится на долю нефтегазового сектора", – отмечает издание.

Le Devoir, соблюдая закон жанра, начинает в духе "поощрили авансом несколько лет назад, но не помогло". Вкратце рассказав о возрождении экономики из пепла (объявлении о том, что все долги выплачены, а рубль на полгода раньше стал конвертируемым), издание заводит песню о главном: "Нельзя сказать, что в последние годы подобный успех сопутствовал России на поприще развития демократии". Дальнейшие слова предсказуемы: ослабление позиций молодых российских демократических институтов, новый виток использования силовых методов по отношению ко всем, кто не разделял позиций сильного человека у власти, а также по отношению к чеченцам, грузинам, украинцам, которые захотели покинуть орбиту Москвы.

Германия

Немецкая пресса, славящаяся непримиримым отношением к Путину, не сдала позиций перед саммитом. Даже взвешенно пишущая о России Die Welt назвала "большую восьмерку" "Ярмаркой тщеславия". Если быть точнее, то выражение "большая восьмерка" газета не употребляет, поскольку Россия не считается в Германии промышленно развитой и демократической страной. Саммит называется "встречей семи крупных промышленно-развитых демократических государств и России". Ярмаркой тщеславия встреча названа потому, что если в конце 1970-х саммиты "семерки" проходили в пуританской обстановке, были закрытыми и ориентировались на результат, то сейчас на встречу приглашены президент Еврокомиссии, главы Китая, Индии, Бразилии и Южной Африки. "Предстоит "тусовка", другими словами – вечеринка. Будут много говорить об успешных процессах, меньше – о практических делах и результатах", – пишет Die Welt.

Die Zeit в статье под заголовком "Владимир Одинокий" иронизирует: "В стране, где пользователи Интернета самым важным считают вопрос о поцелуе (мальчика Никиты в живот – «Росбалт»), видимо, все хорошо. По мнению издания, именно это хотел продемонстрировать президент перед саммитом. Газета объясняет, что с помощью нефтедолларов Путин вывел потрясенную кризисами и обремененную долгами страну из нищенского состояния, превратив ее во влиятельную экономическую силу глобального значения, но международного признания России по-прежнему не хватает. Саммит в Петербурге, по мнению газеты – PR-ход, призванный поднять престиж России и обеспечить Путину место в истории. "Но оно (место в истории) будет зависеть не от хитроумных PR-ходов, а от его (Путина) политики. На ней лежит отпечаток авторитарного мышления и безумного желания элиты все контролировать. Людям в России остается в качестве утешительного приза ощутимая стабильность страны", – констатирует Die Zeit.

Италия и Франция

Итальянская газета Corriere Della Serra выдвинула на своих страницах лозунг: "Запад, одурманенный газом, должен сказать царю "довольно". Описав все ужасы путинской России, автор статьи ставит диагноз Европе и США: "Запад делает вид, что ничего не видит. Он жаждет нефти и одурманен газом, а царь Путин знает, что Россия XXI – земля, богатая энергетическими ресурсами. Он перекрыл подачу газа Украине, чтобы пригрозить нам, европейцам: не будьте слишком педантичны в вопросе прав человека, иначе будете жарить яичницу на угле, а ваша промышленность встанет".

Если после прочтения итальянской прессы остается хоть какая-то надежда, что в России все не так плохо, то французская Le Nouvel Observateur эти «иллюзии» развеивает. Огромная статья, начинающаяся словами: "Путин готовит удар. Видно по всему. Никогда еще он не был таким нервным, агрессивным", заканчивается еще более мажорно: "И в Москве уже задаются вопросом: прикажет ли Путин, если потребуется, стрелять по толпе?". "Это будет международное таинство, посвящение, которого никто не мог ожидать 1 января 2000 года, когда этот безликий и холодный шпион пришел к власти", – пишет издание о. В отличие от итальянцев, французы полагают, что на международной арене к голосу Москвы внимательно прислушиваются не только из-за газа. "Путин пользуется катящейся по планете волной антиамериканизма – волной, по которой он умеет мастерски скользить. Как в старые добрые времена, он водит дружбу с врагами Вашингтона, а Америку называет "товарищем волком", – пишет газета.

"Россия и "большая восьмерка": еще одно усилие, товарищи!», – призывает французская "Les Echos", внушая, что "уже сейчас многие задаются вопросом о том, каковы будут результаты саммита в Санкт-Петербурге, не понимая, что сам факт его проведения уже является символом победы для Путина". "Какое место отвести этой особой державе, которая никак не укладывается в рамки критериев государственности Запада?", – задается вопросом издание. Газета напоминает о речи Дика Чейни в Вильнюсе, позволившей близким к Белому Дому аналитикам предположить, что Россия может быть исключена из "большой восьмерки". Тот факт, что Россия до сих пор не является полноправным членом финансового клуба "большой семерки", по мнению издания, свидетельствует о том, что переходный период в стране еще не завершен. "Нужно отметить, что, несмотря на негласную поддержку Парижа и Берлина, Кремль не прилагал активных усилий для вступления в этот клуб: очевидно, боялся получить отказ, который мог бы омрачить звездный час России в Санкт-Петербурге", – предполагает Les Echos.

Словом, западная пресса России не доверяет и к президенту Путина относится настороженно. Даже накануне саммита ее материалы заставляют вспомнить детский стишок: «Не ходите, дети, в Африку гулять».

Максим Василенко

Подпишитесь