Posted 9 июня 2006, 16:09

Published 9 июня 2006, 16:09

Modified 2 апреля 2024, 04:01

Updated 2 апреля 2024, 04:01

"Макаровка": 130 лет на вахте

9 июня 2006, 16:09
Знаменитой "Макаровке" исполнилось 130 лет. Как сообщил "Росбалту" начальник академии Иван Костылев, учебное заведение широко сотрудничает с крупнейшими судоходными компаниями России и строит большие планы на будущее.

Государственной морской академии (ГМА) имени адмирала С.О. Макарова исполнилось 130 лет. Это ведущее морское учебное заведение России, крупный центр морской науки, признанный центр послевузовского образования и профессиональной переподготовки моряков. Как сообщил "Росбалту" начальник академии, доктор технических наук, профессор, выпускник ГМА 1968 года Иван Костылев, академия широко сотрудничает с крупнейшими судоходными компаниями России, строит большие планы на будущее.

- "Макаровка" считается особым учебным заведением?

- Так точно. "Макаровка" всегда занимала особое положение среди морских учебных заведений страны. Благодаря энтузиазму наших преподавателей, благодаря их любви к морю и к профессии моряка, морское образование в России поддерживается на достаточно высоком уровне, а наши моряки востребованы на судах самых разных стран. Мы считаемся особым учебным заведением еще и потому, что выполняем два стандарта обучения: национальный и международный. Второй – в соответствии с Конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты. Диплом специалиста нашей академии признан практически во всем мире.

- Сколько курсантов в академии?

- Две тысячи. Абсолютное большинство – юноши. Но есть девушки – 7-8 %.

- Ваши курсанты находятся на полном государственном обеспечении?

- Только те, которые обучаются на бюджетной основе. Они получают бесплатно образование, проживание в общежитии, обмундирование и, конечно, питание. Те, кто хорошо учится, получают еще и стипендию. Большую помощь оказывают предприятия отрасли – компании-судовладельцы. К примеру, три стипендиата, и это уже стало доброй традицией, финансируются российской судоходной компанией «Совкомфлот».

- Какие факультеты работают в академии? Каких специалистов она готовит?

- У нас работают семь выпускающих факультетов: судоводительский, международного транспортного менеджмента, судомеханический, электромеханический, радиотехнический, арктический, военного обучения. На этих факультетах мы даем курсантам 12 основных специальностей. Эти факультеты и отдельные курсы имеют аккредитацию Института морских инженеров (Лондон), Морской администрации Норвегии, Гидрографического бюро Международного консультативного совета (Монако). А в 1998 году академия вступила в Ассоциацию морских колледжей радио и электроники Великобритании.

- Вы готовите специалистов для атомного флота?

- Мы вообще единственное высшее учебное заведение в России, которое готовит инженеров для судов с атомными энергетическими установками, а также командующий состав атомных ледоколов, метеорологов, океанологов, гидрографов, радиоинженеров для обслуживания Северного морского пути. А ведь подготовка одного ледового капитана занимает от 8 до 10 лет. Впрочем, крупные российские судоходные компании, такие как «Совкомфлот» и «Новошип», понимают это и помогают нам - как финансово, так и опытом. Например, «Совкомфлот» с этого года начинает программу по привлечению своих лучших действующих капитанов и старших механиков к преподавательской работе в ГМА, предоставляет возможность преподавателям академии выхода в рейсы на своих танкерах. Таким компаниям предстоит работать с нашими выпускниками, и в них прекрасно отдают себе отчет, что чем квалифицированнее будут наши курсанты, тем меньше проблем будет у компании в будущем.

- У вас есть такой особый "факультет", как парусник "Мир"…

- Это не факультет, это – школа выживания под парусами для пацанов, которые только-только расстались с мамами. Парусник берет на борт 144 курсанта. Они учатся жить в ситуации морской качки, управлять парусами не только с палубы, но и на огромной высоте, применять первые знания по специальности. Практику на паруснике в обязательном порядке проходят все курсанты. Она длится от 4,5 до 6,5 месяцев. Мы выходим в Балтийское, Северное, Средиземное море, участвуем в международных регатах, посещаем за сезон до 20-ти портов мира. Традиционно приходим в Санкт-Петербург для участия в праздновании Дня города. На борту парусника - герб Санкт-Петербурга и его флаг. "Мир" – это полпред Санкт-Петербурга в морских портах мира. "Мир" построен в 1987 году в Польше. За 12 лет эксплуатации мы прошли на нем более 200 тысяч морских миль. На его борту прошли практику более тысячи курсантов академии и других морских вузов России.

- Несмотря на все особенности академии, ее вряд ли обходит стороной нынешняя реформа высшего образования в стране. Как вы относитесь, например, к переходу на двухуровневое образование бакалавр-магистр?

- Мы не имеем права выпускать специалистов уровнем пониже и уровнем повыше. Море требует специалистов только высшего класса. Слишком велика опасность. Опять же, современные корабли – это техника высочайшей сложности, управление которой требует высокой квалификации. Наличие профессиональных моряков, капитанов в скором будущем будет главным фактором, влияющим на развитие судоходной отрасли.

- Как вы понимаете задачу высшей школы повышать качество преподавательского состава и качество образования вообще?

- Для начала надо иметь хороших преподавателей. И мы их имеем: 70 докторов и 170 кандидатов наук. У нас есть свои научные школы, диссертационные советы, аспирантура, докторантура. Через них прошли многие десятки не только российских специалистов, но и специалистов из Польши, Германии, Болгарии, Кубы, Китая, Вьетнама, Северной Кореи, Сирии, Ирана. Наши преподаватели помогали в создании морских учебных заведений в Китае и на Кубе.

- Как вы относитесь к тому, что в ближайшее время ректоров могут уже не избирать, а, по сути, назначать?

- Я - за назначение. Потому что государственную политику надо и можно проводить только с тем, кто назначен. Больше будет порядка.

- Сегодня многие вузы осуществляют свои планы, опираясь на попечительские советы. Есть ли такой совет в вашей академии?

- Да. В него входят в основном наши выпускники разных лет, которые сегодня занимают руководящие посты в государственных органах и различных предприятиях отрасли. Они хорошо знают проблемы академии и серьезно помогают в решении актуальных вопросов уставной деятельности, в развитии ее как центра подготовки высококвалифицированных специалистов.
Нам активно помогают судовладельцы. Так, «Совкомфлот» финансирует научно-исследовательские работы академии и оборудовал один из учебных классов. Компания поддерживает стажировку курсантов и финансирует проведение ремонтных работ на УПС «Мир». «Совкомфлот» уже профинансировал создание радиолокационного тренажера Академии и в перспективе изучает во взаимодействии с «Новошипом» вопрос об организации современного тренажерного центра, который бы не уступал действующим европейским аналогам, таким как центр в Гренобле. При финансовой поддержке «Совкомфлота» начата работа по достройке здания Академии в Стрельне.

- В академии есть и другая влиятельная общественная организация – организация выпускников. Чем она занимается?

- Эта организация зарегистрирована в Управлении юстиции Санкт-Петербурга 10 лет назад. В последовавшие затем тяжелые годы для морского образования страны выпускники академии объединились и много сделали для того, чтобы сохранить лучшие традиции "Макаровки" и морского флота России. Надо знать, что среди наших выпускников много известных капитанов, ученых, руководителей судоходных компаний и портов. Например, больше ста выпускников академии работают в системе Российского морского регистра судоходства – РС.

Беседовала Неонилла Ямпольская, ИА "Росбалт", Санкт-Петербург.

Подпишитесь