Posted 21 ноября 2005, 09:35
Published 21 ноября 2005, 09:35
Modified 2 апреля 2024, 04:52
Updated 2 апреля 2024, 04:52
Парламент Грузии вносит изменения и дополнения в Уголовный кодекс страны и уже утвердил соответствующий законопроект в первом чтении. Суть нововведений настолько шокировала общественность и даже некоторых депутатов парламента от правящей партии "Единое национальное движение", что они заявили об отказе голосовать за принятие поправок во втором чтении. Неправительственные организации и представители политических партий возмущаются вслух и письменно, однако инициаторы поправок заявили, что "иные предложения" учтены не будут, и "вопрос решен окончательно".
Надо признать, что нынешник власти Грузии, в отличие от дореволюционных, действительно активизировали борьбу с организованной и не организованной преступностью. Причем борьба, особенно со взяточничеством и торговлей наркотиками, идет и в собственно силовых структурах. Однако, по свидетельству правозащитных организаций, ведется она с вопиющим нарушением закона. Грузинские власти борются с криминалом по принципу "шаг вперед - два назад", говорят эксперты. В частности, участились случаи ликвидации подозреваемых на месте. "Полицейские как будто разучились стрелять в воздух и в ноги преступникам: они сразу стреляют в голову и в грудь", - отмечают правозащитники. Возможно, так происходит потому, что тюрьмы переполнены, и власти надумали решить "квартирный вопрос" нарушителей закона нетрадиционным, но простым способом.
Впрочем, в данном случае полицейские действуют не по собственному усмотрению: соответствующие инструкции они получили "сверху", от самого президента Грузии Михаила Саакашвили и главы МВД Вано Мерабишвили. Саакашвили, когда до него дошли слухи о недовольстве части населения и экспертов слишком частой и большой кровью, сказал: "Если преступник создаст угрозу безопасности населения или сотрудников полиции, они, чтобы не рисковать жизнью граждан и своей (и если нет другого выхода) будут уничтожать преступников на месте".
Однако дело в том, что случаи стрельбы полицейских по живой мишени участились, причем без достаточных на то оснований. На это, в частности, указывает экс-министр иностранных дел Грузии Саломэ Зурабишвили, создавшая после своей недавней отставки оппозиционное общественное движение. Полицейский беспредел, а также перспектива принятия изменений в УК, стали причиной мирного шествия ее сторонников по проспекту Руставели в центре Тбилиси.
Что же касается сути поправок в УК, по словам одного из лидеров "Республиканской партии" Ивлиана Хаиндрава, особенно настораживает тот факт, что "узаконивание прослушиваний, доносов, незаконных арестов, упразднение домашнего ареста инициировали юристы современной формации", то есть идеологи "бархатной революции роз", ратовавшие за утверждение демократии и соблюдение прав человека в стране.
Кроме того, в соответствии с новым "революционным", как окрестили его авторы, Уголовным кодексом, вводится институт анонимного свидетеля. Основываясь на его показаниях, соответствующие структуры смогут вполне легитимно возбудить уголовное дело. Но, говорит адвокат Ладо Какабадзе, непонятно как быть в случае, если обвинение в адрес конкретного лица будет подтверждено на суде. "Если ему вынесут обвинительный приговор без допроса свидетеля на суде, это будет прямым нарушением 6-ой статьи Европейской конвенции, в которой прямо указана необходимость допроса свидетеля, дающего показания против обвиняемого, на судебном процессе", - отметил адвокат. По его словам, институт анонимного свидетеля также входит в правовое противоречие с конституцией Грузии. "Обеспечивать безопасность свидетеля, конечно, необходимо, но не в форме, полностью нарушающей равенство сторон на судебном процессе", - считает адвокат.
Руководитель Центра по защите прав человека и справедливому обращению с заключенными Гиоргий Лагидзе заметил, что "система доносов была упразднена еще президентом СССР Михаилом Горбачевым, сегодня же наше правительство возвращает страну в 1937-ой год, во времена незаконных арестов и репрессий". Эксперты центра также считают нарушением прав человека введение минимальной суммы залога в размере 2 тысяч лари (немногим более 1 тысячи долларов), которая слишком велика для бедных слоев населения страны. То есть получается, что свободу может купить или продлить состоятельный человек, а бедному придется сесть в тюрьму. Кстати, этим обстоятельством озабочены многие депутаты парламента, которые подчеркивают: пенитенциарная система забита мелкими воришками, в том числе, несовершеннолетними, которые за воровство чужого имущества стоимостью до 30 лари (около 17 долларов) приговариваются судом к лишению свободы сроком от 3-х до 7-ми лет.
Еще одним неприемлемым новшеством УК эксперты считают предоставление судье права единолично решать вопрос присутствия на процессе представителей СМИ. По всей вероятности, власти раздражены тем, что за последнее время судебные процессы проходят чрезвычайно эмоционально, в присутствии множества людей, которые, как правило, после оглашения несправедливого с их точки зрения приговора, делают весьма нелицеприятные политические заявления. Благодаря усилиям СМИ, свидетелями и сопереживающими громких судебных процессов становится чуть ли не половина жителей Грузии. То есть открытые для СМИ судебные процессы так или иначе подрывают репутацию грузинских властей. К этому стоит добавить, что парламент также рассматривает возможность запрещения снятия адвокатами ксерокопий с материалов предварительного следствия.
И еще: юристы-реформаторы нашли новый способ борьбы с так называемым институтом "вора в законе". Как известно, при прежней власти "воры в законе" вмешивались (зачастую из мест не столь отдаленных) практически во все сферы жизни страны, включая политику. Теперь большая часть криминальных авторитетов сидит по тюрьмам, и, как утверждает Саакашвили, в стране уже не существует хорошо организованных преступных групп. Но - нужна превенция. Для этого, в соответствии с новым законодательством, "воров в законе" только на основании "почетного звания", а не собственно факта совершения преступления, приговорят к лишению свободы сроком от 5-ти до 10-ти лет, причем с конфискацией имущества в пользу государства.
Грузинская оппозиция говорит, что "воры в законе всегда были, есть и останутся вне закона, и новая законодательная инициатива легализирует воровской мир". Впрочем, инициаторы принятия поправок в УК справедливо констатируют, что "наличие воровского мира стало общественной и политической проблемой, и с этим необходимо бороться". Независимые юристы, однако, считают, что борьба с воровским менталитетом и его материализацией не должна выходить за рамки закона. Закон же гласит: "Наказуемы действия, а не понятия. Человек не может нести уголовную ответственность за понятия, и в ныне действующем Уголовном кодексе есть множество статей, по которым преступник может быть осужден по всей строгости закона". И если человека, признающего те или иные воровские законы, или лицо, которое, возможно из бахвальства, назовет себя вором в законе или окрестит другого таковым, признают уголовно наказуемым, "исказится дефиниция всего Уголовного кодекса".
Пока неясно, как может отреагировать на нововведения воровской мир, привыкший к вольготной жизни в Грузии. Вполне вероятен его уход в глубокое подполье. Но не исключено, что, напротив, он станет активно сопротивляться и тягаться силой с властями. Возможное "соперничество", считают некоторые эксперты, может привести к обострению криминогенной обстановки и к серии особо дерзких и резонансных преступлений.
Андрей Николаев, Тбилиси-Москва