Posted 19 апреля 2005, 08:24
Published 19 апреля 2005, 08:24
Modified 2 апреля, 06:09
Updated 2 апреля, 06:09
В России наблюдается явная активизация политических молодежных движений. Политики и эксперты следят за ней со смешанными чувствами, пытаясь на свой лад объяснить мотивы, по которым молодежь идет в такие организации, и помня о той роли, которую сыграли грузинская "Кмара" и украинская "Пора" в недавних "революционных" событиях в своих странах.
В свою очередь, "Росбалт" начинает серию публикаций интервью с лидерами российских молодежных организаций. Ее открывает беседа с лидером Союза молодежи 'За Родину!' (молодежное крыло партии 'Родина'), молодым литератором Сергеем Шаргуновым. Прежде чем заняться политикой, он стал лауреатом премии 'Дебют' 2001 года в номинации 'Крупная проза'. Молодежную организацию "Родины" Шаргунов возглавил в текущем году.
- Сергей, почему вы пришли в политику?
- Я думаю, есть всего три лозунга, за которыми стоят абсолютно искренние чувства тех, кто эти лозунги провозглашает. И я тоже подписываюсь под этими тремя положениями.
Во-первых, нам нужно волевое руководство, нужны лидеры, которые готовы вытянуть Россию из болота, проявив волю и вдохновение. Они должны видеть некую стратегическую задачу, участвовать в большом проекте, а не просто, сыграв свою сиюминутную роль, смотаться, чтобы мыть ноги в соленой водичке.
Во-вторых, нам нужна социально-экономическая справедливость. Идея о том, что стратегические области экономики должны сосредоточиться в руках государства, мне близка. Я считаю, что в нынешней ситуации государство должно контролировать ключевые отрасли. В понятие 'социально-экономическая справедливость' я включаю и социальные гарантии людям. В этом специфика России, того населения, которое у нас образовалось. Оно требует определенного попечительства, социального гуманизма, "волчьи законы" здесь неприемлемы.
В-третьих, должно произойти некоторое духовное очищение. Нам необходим творческий импульс, возрождение народного духа, энтузиазма. Эта идея не противоречит принципам свободы слова и не нарушает прав даже самого маленького человека. Этот весенний ветер должен подуть. Политический, экономический и творческий момент должны присутствовать в комплексе в программе развития России. Пока ни того, ни другого, ни третьего не видно. Именно поэтому я и пошел в политику. Чтобы создать подобное.
- Не вы первый, многие об этом говорят. Но почему-то всего этого до сих пор не происходит...
- В этом, наверное, какая-то загадочная тропа русской истории. У нас все очень умные, действительно, у всех головы светлые, но при этом все какие-то нигилистичные. Есть не соответствующий действительности стереотип, будто русский человек - лодырь, бездельник. На самом деле, русский человек очень энергичный, но, к сожалению, зачастую во вред себе. Потому что у каждого нашего мужичка есть такая бескровная нигилистичная усмешка. Всё не так, всё не правильно... Да, наша власть часто действует неверно, но вопрос о том, почему у нас многое делается наперекосяк, распространяется шире действий власти. Это философский вопрос из разряда 'как нам обустроить Россию?'
Наверное, требуется отойти от мифов в политике. Мы очень много видим политических снов, у нас очень много сказок, много конспирологических версий. Вот, допустим, есть у нас оппозиция, возникает прекрасный проект коалиционных действий, замечательное понимание того, что на новом витке истории категории коммунистической идеологии отпали. Есть определенный набор идей, который нужно реализовать. Есть конкретные формы протестной работы. Но сразу возникают разговоры о том, что за оппозицией стоят темные силы олигархов, поросшая оранжевым волосом клешня Запада и так далее. Очень сложно продираться сквозь эту муть, это болото.
К примеру, наша организация. Что-то боевитое и веселое сразу после митинга куда-то испаряется, возникают какие-то бесчисленные аппаратчики, которые начинают рассуждать: а поймут ли нас, а не пойдут ли наши демонстранты на штурм Дома правительства? Ну, с какой стати!?
Отсутствие здравого смысла, оно конечно губительно. Всё у нас тонет в маразме, и надо понимать, что власть у нас крайне слаба. Власть не знает, что делать в нынешней ситуации. Она занимается спекуляциями на идее твердой руки, сильной власти, единой России. На самом деле, это всего лишь пустые слова. И с каждым днем даже, скажем так, людям темным становится очевидно, что ни руководитель страны, ни правительство не исполняют своей прямой задачи - удерживать ситуацию под контролем. А с другой стороны, к сожалению, и противостоящие им силы, их оппоненты, демонстрируют свое убожество. Они не способны взять то, что, по сути, валяется у них под ногами. То, что надо просто, нагнувшись, взять.
Я очень рад, что Рогозин предложил мне создать молодежную организацию. Хотя, с первого же дня я наткнулся на массу препон, аппаратную волокиту и прочее. То, что Рогозин сделал ставку на человека творческого, коим я являюсь, это правильно. По-моему, люди делятся на два типа: люди творческие, у которых, конечно, тоже много каких-то личных амбиций, и люди чисто корыстные, которые думают: 'вот сейчас сколотим бабла, потом войдем в Думу по списку, а потом вступим в 'Единую Россию'. Я - человек творческий, со всеми плюсами и минусами. Думаю, для эффективной политической организации это хорошо. Такая вот самореклама. Извините.
- Как вы полагаете, есть ли у России национальная идея, и если есть, то в чем она состоит?
- Выше я уже говорил об идее справедливости. Есть еще идея свободы, прежде всего, внутренней, идея постоянного поиска себя. Это оборотная сторона русского нигилизма. Этот поиск нужно уважать. Если кто-то хочет добиться уважения нашего народа, он обязан понимать идеи справедливости, свободы и любви. Я имею в виду любовь, о которой писал Достоевский, - всемирную отзывчивость.
Трагедия либералов последнего десятилетия состоит именно в том, что они не хотят это понять. Они посчитали, что их окружают дебилы, 'совки', недоноски, что нужно проводить жесткую шоковую терапию, что таким образом с этим народцем можно справиться и построить западное общество. В то время как в том же западном обществе масса проблем и, прежде всего, страшный духовный и философский кризис. Это "конец истории", который там уже состоялся.
Русский народ сопротивляется как может, изнутри себя сопротивляется, в том числе и резнёй на Манежке (Манежная площадь в Москве - прим.), когда молодые ребята начинают друг друга пилить ножами. Эти живые экстремистские всполохи - просто попытка сопротивляться глобалистской сети, которая на нас накинута. Любящее, уважающее народ руководство должно учитывать специфику страны, с которой имеет дело, и в нашем случае должно быть социально. Социальность - это и есть настоящая национальная идея.
Что касается некоторых, так сказать, спекуляций на национальную тему - с этим мы тоже сталкиваемся. Я являюсь противником шовинизма. Я знаю эти шовинистические уловки. Шовинисты бьют в наши больные места, такие, как натиск иммигрантов из других республик, перераспределение собственности определенным образом и прочее. Я считаю, что, во-первых, Россия - это не дикая страна, а русский народ - не дикий народ, он конкурентоспособен, не нуждается в смехотворной опеке, может сам за себя постоять. Во-вторых, нужно понимать, что когда мы говорим о русском народе, речь идет, прежде всего, о русской культуре, которая, благодаря своему миротворчеству, могла не силой штыков, а силой проповеди удерживать большое количество этносов, которые были довольно удачно "инкрустированы" в русскую цивилизацию.
Что касается шовинизма вообще, есть такой неглупый левый постулат, что обычно какие-то погромные настроения связаны с интересами буржуазии, с попыткой отвлечь внимание людей от каких-то реальных бед. Такие провокации присутствуют в том числе и в партии 'Родина'. В то время, когда обобрали стариков, казалось бы, какой удачный момент для самой широкой коалиции - но нет, некоторые люди из нашей партии выступают с каким-то не имеющим никакого эффекта, кроме позора, заявлением.
- В России сейчас вспоминают горбачевскую перестройку - в связи с 20-летием ее начала. Как вы относитесь к этой странице нашей истории?
- Безусловно, модернизация была крайне насущна. Будучи еще совсем ребенком, я приветствовал перестройку, и ее приветствовало подавляющее большинство живых сил общества. Перестройка была знаком возрождения, дальше так по-старому продолжаться не могло. Вопрос лишь в том, нужно ли было всё под корешок рубить? В перестройке было два тупиковых момента. Первое - попытались слепо копировать западную систему, причем, сделать решили это сверху, навязать капиталистические отношения. Второй момент, конечно, идеологический.
В России есть такая самоубийственная прослойка, "камикадзе" под названием интеллигенция, которые готовы вместе с собой утянуть на дно всю страну Я сам причисляю себя к интеллигенции и прекрасно это понимаю. Эти люди были озлоблены предшествующим периодом, когда они купались и в золоте, и в почестях, но при этом не имели возможности полностью раскрыться. Гнет цензуры вызвал комплекс неполноценности. С одной стороны, советская власть называла их властителями дум, а с другой - не позволяла быть самими собой. Сейчас же они вообще оказались в нищете и в небрежении. Интеллигенция оказалась "пятой колонной" перестройки. В итоге, вместе с водой пустых брежневских фраз выплеснули, собственно говоря, ребенка, то есть народ.
Интеллигенция, считаю, должна быть ответственной - не в творчестве, а в своих политических заявлениях. Если ты интересуешься государством, политикой, нужно соображать, что ты имеешь дело с огромной страной, в которой протекают сложные процессы. К сожалению, этой трезвости интеллигенции не хватило. Она постепенно начала уничтожать всё - "ядерный щит нам не нужен, большое государство нам не нужно, армия и флот не нужны"... Я вижу гигантской задачей нашей партии то, чтобы не отталкивать от себя талантливую, мыслящую часть общества, которая, к сожалению, негативно настроена ко всему позитивному. У них реальное деланье вызывает усмешки.
- Не могу не спросить вас про недавние потрясения в СНГ. Возьмем, к примеру, Украину. Как вы считаете, там победила свобода или просто одни элиты сменились другими? Или что-то третье произошло?
- Я бы абсолютно тривиально объединил все процессы, которые происходят сейчас в бывших республиках Советского Союза. Я считаю, что это, безусловно, смена элит. Считаю, что это тайная страсть народов к интеграции, это, на самом деле, желание объединиться с Россией. То, что это революционный процесс, - прекрасно. В свое время ветхую Российскую империю сбросили, как змея сбрасывает старую кожу, потом устроили новую интеграцию с красными ленточками. То же самое происходит и сейчас.
Не случайно был такой социалистический задор в той же Киргизии, а Социалистическая партия Мороза поддержала революцию на Украине и недавно подписала совместное заявление о дружбе и сотрудничестве с партией 'Родина'. Так называемая коммунистическая пророссийская украинская оппозиция не справилась со своей задачей. Коммунистическая партия Украины работала на подпевках у коррумпированного режима Кучмы, так же, как сейчас наша КПРФ. Поэтому народ их скинул и пошел за первыми попавшимися политиками, которые смогли его раскачать. Я рассматриваю революции в СНГ, прежде всего, как народное движение, поэтому в целом позитивно.
Что касается Запада, то уже сейчас Запад настороженно смотрит на Ющенко, когда он стал пересматривать итоги приватизации, когда, что естественно, стал с надеждой взирать на Россию как на своего стратегического партнера. России же надо понять, что нельзя делать ставку на дегенератов, толстозадых начальников, погрязших в коррупции. В этом ошибка путинской власти. Зачем было десять раз поздравлять Януковича, от которого ни тепло ни холодно ни украинцам, ни русским?! Вот люди и выбрали человека, который вышел к ним и сказал: мы всё поменяем! И, действительно, стал менять. Запретил чиновникам ходить в бани, а таможенникам - носить мобильные телефоны. Это похоже на Петра Великого.
Что же касается России, то надо понимать, что здесь перемены произойдут не столько под либеральными, сколько под державными лозунгами. Россия - это страна великороссов. Все остальные постсоветские страны пусть говорят о свободе, вольнодумстве, скидывают надоевшую власть, но при этом они тайно тяготеют к объединению с нами.
- А в России революция произойдет?
- Я надеюсь.
- Кто ее может возглавить?
- В России есть такой лидер. Это Дмитрий Рогозин. Проблема в том, что у нас нет Юлии Тимошенко. Поэтому, по всей видимости, ее место должен занять какой-нибудь русский Гаврош, на роль которого вполне готов претендовать и я. На выборах в законодательные собрания в Воронеже и Рязани, в условиях чудовищного прессинга со стороны "партии власти" и СМИ, мы лидировали. Там были многотысячные встречи с избирателями на площадях, люди были готовы с кулаками ринуться вперед, искренние люди, жаждущие лидера. Лозунг, который там был вброшен - 'Россия, Родина, Рогозин' - не кажется мне надуманным, искусственным, преждевременным.
Я поначалу относился к Дмитрию Олеговичу с большим интересом и с большой опаской. Были известные разговоры о том что, 'Родина' - это кремлевский проект. Но, думаю, что после голодовки 'Родина' сильно оздоровилась. Я всё больше убеждаюсь в том, что Рогозин - достойная фигура на роль лидера. Именно он своей энергией, своей пассионарностью, своим профессионализмом сумел собрать патриотический проект 'Родина' и провести его в Думу. Без креативной поддержки Рогозина этого бы не было.
У него хорошие организаторские качества. Он очень остроумный человек, хороший полемист, блестящий оратор. Самое главное, что я вижу в нем идеализм, идейность, тот творческий момент, на который я делаю ставку в жизни. И этот творческий момент перевешивает все остальные. Хочется надеяться, что кроме всех замечательных качеств, ему еще хватит воли для того, чтобы удержать ситуацию.
- Как вы относитесь к волне негативных публикаций о США, появившихся в последнее время в российских СМИ? Что думаете о взаимоотношениях России и США в принципе?
- Надо обойтись без шапкозакидательства, надо с уважением относиться даже к такой стране как Америка, к американскому народу. Мне очень не нравится популистская риторика некоторых пропутинских журналистов. Когда что-то реальное решалось, они догрызали остатки СССР, всячески подавляли реальную патриотическую оппозицию здесь. А сейчас стали кричать, какие они патриоты, как поддерживают нашу власть. Всё это смешно. В этой ситуации антиамериканизм вызывает у меня неприятие как фальшивка. Америку, безусловно, мы не можем любить. Америка на сегодня наш главный конкурент, но нужно просто заниматься своими делами, отстаивать свои национальные интересы.
Основная же сфера наших национальных интересов простирается в республиках бывшего СССР. Мы должны защищать русскоязычное население на постсоветском пространстве, работать на интеграционные процессы и стараться сделать так, чтобы американцы не совали нос в эти наши дела. Надо просто показать себя как самостоятельную, достойную силу. Я думаю, американцы тогда вполне поймут наш язык. Ведь одно дело - маленькое авторитарное государство, которое производит какой-то антиамериканский треск, как, допустим, Ирак при Саддаме, а другое - такая великая европейская страна, как Россия. Мы вполне можем за себя постоять, всё объяснить и доказать свою правоту.
- Лично у вас есть авторитеты, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь?
Лимонов мне интересен. Я способствовал его встрече с Рогозиным. Многие осторожные люди меня обвиняют, что я не скрываю своей симпатии к Лимонову, но меня это мало волнует. Надеюсь, что у нынешних оппозиционеров хватит ума, чтобы не унижать Лимонова, а на достойном уровне включить в политический процесс. Пускай, например, в Думу пойдет, почему бы нет. Он заслуживает этого и будет там намного лучше, чем какой-нибудь серый идиот из Кукуева, который сегодня прошел по списку, а завтра ушел в проправительственную фракцию.
Беседовал Александр Поздняков, ИА 'Росбалт'. Москва