Posted 10 января 2005, 10:28
Published 10 января 2005, 10:28
Modified 2 апреля, 06:44
Updated 2 апреля, 06:44
Психология никогда не процветала в России - ни в советской, когда власть не хотела считаться с истинной природой человека, ни в постсоветской, когда востребованы оказались исключительно обслуживающие власть парапсихологи - очень прыткие, но по-гамбургскому счету не очень далекие:..
Тем любопытнее международная научная конференция, которая открывается 11 января в Санкт-Петербургском университете. Изначально конференция называлась 'Психология и психопатологии власти', в последней момент название сократилось до 'Психологии власти'. О причинах этой метаморфозы 'Росбалт' может только догадываться. Во всяком случае, они, несомненно, лежат в рамках темы конференции и тоже могут быть предметом изучения:.. Но не в этом суть!
Это, пожалуй, одна из первых серьезных попыток поговорить о феномене и природе власти как таковой. Без реверансов в сторону властителей и роялей в кустах, призванных наигрывать только запрограммированные мелодии. Как отмечает в своем программном докладе инициатор конференции и председатель оргкомитета завкафедрой политической психологии СпбГУ профессор Александр Юрьев: 'Конференция имеет целью довести до сведения общества и политиков, что власть и лидер, ею управляющий, это не одно и то же. Политик - всего лишь потенциальный 'носитель власти', а источниками власти являются естественные законы отношений субъекта и объекта власти, которые он должен правильно применить в своей практической деятельности. Политик или партия никогда не захватывают власть - они только получают право на управление системой власти, с которой у них самих складываются очень сложные отношения. Система власти, которой они управляют, вынуждает их действовать только так, как именно эта система власти им позволяет. Они всегда жертвы системы власти и заслуживают сочувствия. Но политик, получивший право на управление властью, получает право и на ее модернизацию, ремонт или замену. Вот здесь политику и требуются научные знания закономерностей власти для ее реконструкции, чтобы не погибнуть самому и не погубить массу людей, которых он везет на машине политической власти через тернии глобальных изменений в мире'.
Далее профессор Юрьев обрисовывает основные предполагаемые проблемы конференции:
Носители власти во всем своем многообразии;
Функции власти - с самых разных точек зрения;
И, наконец, последняя и наиболее фундаментальная проблема: источник силы власти.
По мнению Юрьева таким источником является человеческая потребность в цели: 'Только тот, кто владеет целеобразованием, обладает реальной властью над людьми, над смыслом и целью их жизни, над их политическим поведением'.
Обозревать конференцию мы, естественно будем позже - после ее окончания - но уже сейчас можно коротко проанализировать представленные на конференцию доклады.
Прежде всего, отметим широкий интерес к проблеме - семьдесят участников из разных уголков России и зарубежья - как ближнего, так и дальнего выступят с докладами на пленарных заседаниях и на шести секциях конференции. А теперь о том, что обращает на себя внимание:
Сразу в нескольких докладах поставлен вопрос о необходимости смены генеральных властных постулатов и принципов, при этом российские проблемы большинством воспринимаются как зеркало общемирового кризиса управления - исчерпанности существующих моделей.
Так, ректор СПб восточно-европейского института психоанализа Михаил Решетников полагает, что пора признать фиктивность идеалов эпохи Просвещения, признать невозможность 'свободы, братства и равенства'. Он декларирует наступление постдемократической эпохи, которая будет строиться на укреплении государства, а также на основе 'отказа от все более сомнительных в своей безграничности прав и свобод, как со стороны государства, так и со стороны граждан'. 'Мы уже убедились, что общество без разумного насилия превращается в общество беспредела' - констатирует Решетников. И одновременно задается вопросом, не является ли воинствующий фундаменталистский экстремизм внешней реакцией на внутреннюю слабость политической системы Европейской цивилизации?
Та же тема присутствует в докладе О.Мищенко 'Развитие государства и общества и причины, приводящие к их упадку'. Проанализировав нынешнее состояние Западно-Европейской цивилизации (к которой по большому счету относится и Россия) автор делает вывод: ': признак упадка и омертвления Западно-Европейской цивилизации очевиден, она начала исчерпывать себя, значит что-то неладно, необходимо искать новые пути развития'.
Новым путям общественного устройства посвящен доклад профессора СПбГУ В. Аллахвердова. 'Само общественное устройство должно ориентироваться на человека как на существо сознательное, а потому и усилия общества должны быть в первую очередь направлены на обеспечение эффективной работы сознания'. Перекос в сторону 'экономического человека', озабоченного исключительно удовлетворением примитивных потребностей первого порядка ведет в тупик. Что собственно и происходит с современным обществом. Идеальный потребитель начинает терять свою специфически человеческую сущность, превращаясь в запрограммированного биоробота:..
'Объявление денег главным критерием жизненного успеха создало у многих людей наркотическую зависимость от процесса получения денег. :. Политтехнологи своими мнимыми успехами учат: к народу надо относиться как к быдлу. Такой взгляд на людей даже у самых честных и толковых правителей вынужденно порождает психопатологические роли: Любая власть, опирающаяся на представление о лишенном сознания человеке, демонстрирует триаду основных облигатных симптомов шизофрении', - считает Аллахвердов.
Эти три симптома - аутизм (уход в себя), амбивалентность (двойственность поступков, двойной стандарт власти), эмоциональное отупение (нежелание и неспособность осознавать некоторые непереносимые реалии жизни 'подданных').
Может ли существовать власть, ориентированная на человека как на существо сознательное? Ответ существует только в будущем:..
По мнению профессора СПб Университета экономики и финансов В.Крамника основным 'ментальным источником дефицита эффективности российской власти' являются авторитарность, доктринерство и ригидность. Этот доклад отчасти оппонирует приведенному выше. Докладчику кажется, что 'россиянам всех постов и рангов в той или иной мере присущ своеобразный дизайн мышления, характеризующийся преимущественно эмоциональным, умозрительным, ортодоксальным мировосприятием, склонным к абсолютизации, идеализации идей и решений, 'словесным', а не деловым подходом. Такое понимание отражает способность оценивать политику преимущественно с ценностных, идейных, моральных, а не практических позиций'.
К сожалению, упомянуть все любопытные доклады невозможно - их действительно много. Хотелось бы только отметить, что некоторые из них построены на анализе совершенно конкретных политических ситуаций и конструкций. Скажем, доклад сотрудников Алтайского филиала Сибирской академии госслужбы И.Панарина и Ю.Ляпина: 'Развитие предвыборных манипуляций как косвенный показатель деградации власти', построен на материале избирательной компании по выборам губернатора в Алтайском крае.
Остается добавить, что конференция будет проходить в течение 11-12 января в Менделеевском центре СПбГУ и в помещениях факультета психологии СПбГУ. 'Росбалт' будет следить за ходом конференции и постарается осветить наиболее интересные выступления:..
Татьяна Чеснокова, ИА 'Росбалт'