Posted 1 декабря 2003, 11:20
Published 1 декабря 2003, 11:20
Modified 2 апреля, 09:21
Updated 2 апреля, 09:21
После «бархатной революции роз» грузинское общество, с подачи политиков и СМИ, терзается вопросом: будет или нет в стране «контрреволюция» или даже военный переворот?
Никто из первых лиц новой грузинской власти прямых заявлений на этот счет не делает, однако намёками или будто бы невзначай они дают понять: страна в опасности! Соответствующий психологический фон создан, и охота на ведьм начинается…
Например, уже озвучено такое мнение: пока Эдуард Шеварднадзе находится в Грузии, страна не гарантирована от дестабилизации. Говорят, что вместо того, чтобы заняться мемуарами, он наставляет своих единомышленников на продолжение борьбы. Хотя когда он это успевает делать — совершенно непонятно: экс-президента с утра до вечера осаждают журналисты. Говорят также, что Шеварднадзе официально, то есть на бумаге, так и не зафиксировал свою отставку, что тоже должно навести на определенные размышления.
Председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Ираклий Батиашвили считает, что разговоры о возможном реванше или вооруженном перевороте — не более чем примитивный трюк, цель которого — перенос внимания населения страны с социально-экономических проблем на несуществующую угрозу безопасности Грузии.
Саакашвили также утверждает, что располагает информацией о том, что бывший министр государственной безопасности страны Игорь Георгадзе намерен прибыть в Грузию с территории Армении или Аджарии. Напомним, что Георгадзе объявлен властями в розыск по подозрению в организации террористического акта против Эдуарда Шеварднадзе. Считается, что он всё это время находился в России.
Супруга экс-министра госбезопасности зарегистрировала его в качестве кандидата в президенты на внеочередных выборах 4 января. Однако в Центризбиркоме Грузии полагают, что кандидатура Георгадзе будет снята, поскольку на протяжении последних лет он на территории страны не проживал. Под тем же предлогом ему уже отказали в участии в парламентских выборах 2 ноября.
Между тем сам Георгадзе заявляет, что непременно победит на предстоящих президентских выборах: «У меня серьезная поддержка населения и в рядах вооруженных силах». Правда, он не уточняет, каким именно образом вернётся в страну, где его могут тут же арестовать, но обещает: «Я вернусь в Грузию красиво».
По возвращении в Тбилиси Тевзадзе созвал пресс-конференцию, на которой подтвердил, что Бурджанадзе была в курсе его маршрута, а больше он не обязан отчитываться никому. «У меня нет информации о заговоре в вооруженных силах», — заявил министр. Впрочем, добавил он, существует пока непроверенная информация о попытках втянуть некоторую часть вооруженных сил в политические процессы. От политической оценки событий 22–23 ноября Тевзадзе отказался.
В то же время, на днях министр государственной безопасности Грузии Валерий Хабурдзания туманно сообщил, что на данном этапе опасность, если ее не нейтрализовать, может исходить от любой структуры…
Продолжая тему возможной «контрреволюции», отметим: пару дней назад телекомпания «Рустави-2», близкая к новым лидерам страны, распространила информацию о том, что секретарь Совета Национальной безопасности Грузии Тедо Джапаридзе встречался в Баку со своим азербайджанским коллегой и с президентом Ильхамом Алиевым и, якобы, просил Алиева поддержать реваншистские силы в Грузии, но азербайджанский президент отказал ему в этом.
Почти сразу же после появления этого сообщения Джапаридзе был назначен на пост министра иностранных дел Грузии.
Тем временем в Москве продолжают консультации руководители двух потерянных и одной уже не вполне грузинской автономий: Южной Осетии, Абхазии и Аджарии. Больше всего в Тбилиси опасаются «аджарского фактора»: глава автономии Аслан Абашидзе — влиятельная фигура в российских политических и военных кругах. Нино Бурджанадзе уже заявила, что о московских переговорах автономных лидеров и их встречах с российским официальными лицами ее не информируют, что вызывает понятное раздражение. А новый госминистр Зураб Жвания считает, что московские встречи не способствуют дружеским отношениям Грузии и России.
Тем не менее, в грузинской столице понимают, что резкие движения могут привести к тому, что Аджария громко хлопнет дверью. Несмотря на то, что автономия ввела на своей территории чрезвычайное положение и прекратила официальные отношения с Тбилиси, Аджария, по словам Аслана Абашидзе, не собирается выходить из состава Грузии. Аджарский лидер поддерживает телефонные контакты с Жвания. Последний, равно как Бурджанадзе и Саакашвили, подтвердил своё намерение вести с Батуми переговоры. По словам и. о. президента, нормализация отношений с Аджарией крайне важна для Грузии.
Однако под словом «нормализация» стороны могут иметь ввиду прямо противоположные вещи. Например, Аслан Абашидзе уже озвучил свою позицию: кандидатура Саакашвили на посту президента Грузии для него неприемлема.
Дело в том, что лидер «националов» всегда демонстрировал свою агрессию по отношению к Абашидзе. Первая часть его лозунга — «Грузия без Шеварднадзе и Абашидзе!» — уже претворена в жизнь. В Аджарии он обещал открыть «второй фронт».
Но к концу минувшей недели лексика Саакашвили претерпела большие изменения. Он уже не угрожает Абашидзе и считает его наиболее серьезным соперником на предстоящих президентских выборах, хотя, напомним, глава автономии заявил, что не собирается в них участвовать.
По предварительным данным, в четверг в Грузию прибудет министр обороны США Дональд Рамсфельд, который, по официальной информации, обсудит с тбилисскими властями расширение программ военного сотрудничества между Грузией и США. Между тем, и. о. президента Нино Бурджанадзе после телефонного разговора с Джорджем Бушем многозначительно заявила, что американский президент предложил ей звонить в Белый Дом, если Грузии будет угрожать внешняя или внутренняя опасность.
Ряд наблюдателей расценили это так: цитированием Буша Бурджанадзе предостерегла возможных внутренних реваншистов и Россию. Не говорит ли это о том, что Москва и Вашингтон, вопреки расхожему мнению о координации их действий в период грузинского кризиса, играют в разные игры, цель которых — укрепить влияние своих государств на Южном Кавказе при помощи Грузии. Если это соответствует действительности, полагают наблюдатели, значит Грузию будет лихорадить постоянно и сильно.
Впрочем, ее лихорадит и сейчас, поскольку отношение в Грузии к «революции цвета алой розы» и к ее уже видимым «шипам» — полярное. Лидер партии «Лейбористы» Шалва Нателашвили считает, что к власти, обманув народ, пришла хунта. Лидер парламентской фракции «Новые правые» Давид Гамкрелидзе заявляет о прямом терроре новой власти в отношении инакомыслящих. «Грузия — это африканское государство, в котором перманентно совершаются перевороты», — говорит он. Политолог Гиви Болоташвили, в свою очередь, сравнивает Грузию со странами Латинской Америки XIX века…
Отметим, что репутацию грузинских «революционеров» сильно подмочила информация, озвученная Шеварднадзе, некоторыми грузинскими политиками и иностранными СМИ. В соответствии с ней, «революция» была организована Джорджем Соросом, некоторыми международными организациями и даже посольствами иностранных государств. Таким образом, красивая иллюзия того, что народ сам сделал свой выбор, уже весьма поблекла.
Ее увядание продолжают и действия новой власти, которую, впрочем, только условно можно считать новой. Ведь и Бурджанадзе, и Жвания были спикерами парламента, а Саакашвили — министром юстиции Грузии. Последний до сих пор является председателем законодательного собрания Тбилиси. Люди из их общей с Шеварднадзе команды были широко представлены и в исполнительной власти. Сейчас они возвращаются во власть, но уже без Шеварднадзе, который в свое время их туда привёл.
В политических кругах Грузии и среди избирателей серьезное недовольство вызвало назначение новым председателем Центризбиркома Зураба Чиаберашвили. Он является исполнительным директором неправительственной организации «Свободные выборы», которая подала и выиграла в Верховном суде иск о признании недействительными итогов парламентских выборов по пропорциональной системе. Напомним, что эта организация осуществляла параллельный подсчет голосов на выборах, заявив о фвальсификации их официальных результатов. Теперь она настаивает на возбуждении уголовного дела против бывшего председателя ЦИК и пяти членов комиссии. На предстоящих президентских выборах организация «Свободные выборы» вновь собирается вести параллельный подсчет голосов, что полностью исключает адекватный мониторинг.
Словом, революционная эйфория, даже у тех, кто имел неосторожность в нее впасть, быстро улетучивается. В воскресенье в парламенте Грузии было зафиксировано возобновление практики времен Шеварднадзе: чтобы собрать кворум, сторонники новой власти занялись манипуляцией пультами, то есть голосовали вместо своих коллег. В знак протеста зал покинули депутат Вахтанг Хмаладзе и председатель парламентского комитета по внешним связям Звиад Мукбаниани. «Мы не будем играть по вашим правилам», предупредил последний.
Ирина Джорбенадзе, Тбилиси