Posted 24 марта 2003, 11:16
Published 24 марта 2003, 11:16
Modified 2 апреля, 11:59
Updated 2 апреля, 11:59
Не менее странно ведет себя в последние дни турецкий парламент. Сначала он проголосовал против открытия армией Соединенных Штатов северного фронта в Ираке, потом открыл для американских самолетов воздушное пространство и через день его снова закрыл. И при этом Меджлис санкционировал ввод турецких войск в Северный Ирак.
Конечно, можно было бы говорить о том, что турецкие парламентарии в своем противостоянии Америке решили занять проевропейскую позицию, пытаясь еще раз показать свою приверженность демократии, дабы открыть дорогу для Турции в Европейский Союз. Однако дальнейшие действия парламента по санкционированию интервенции опровергают это мнение.
Кроме того, возникает еще один вопрос: каким образом в Турции мог возникнуть политический кризис, связанный с поддержкой основного союзника и кредитора - США?.
В Турции основные вопросы внешней и внутренней политики решает отнюдь не правительство, а уж тем более - не парламент, а могущественный генералитет, за которым в конституции даже закреплено право на военный переворот в случае угрозы национальной безопасности, которым он нередко пользуется.
Поэтому, вероятнее всего, дело с отказом о предоставлении сухопутных границ Турции для открытия северного фронта было не кризисом, а спектаклем, расчитанным на США и союзников.
Правительство и военные, которые, вроде бы, ратовали за открытие северного фронта, только пожимали плечами, кивая на мятежный парламент.
Анкаре понятно, что вход американской армии в Северный Ирак, населенный преимущественно курдами, вызвал бы цепную реакцию. Вытеснение иракской армии из этого региона развязало бы руки курдам, и создало бы благоприятные условия для отделения курдских территорий и дальнейшего создания здесь независимого государства. Последствия подобного хода событий для Турции были бы самыми негативными.
Курды, численность которых, по некоторым данным, в Турции достигает 15 миллионов, в своем неутихающем желании образовать отдельное государство, давно являются основной головной болью Анкары.
Не менее странно ведет себя турецкая армия.
По одним данным, в Северный Ирак вошел 20-тысячный экспедиционный корпус, по другим - всего тысяча военнослужащих, по третьим - турецкая армия вообще не пересекала границы Ирака.
По сообщению британского министра обороны, контингент турецких войск уже находится на территории Северного Ирака - курды опровергают эти сведения, мотивируя тем, что в этом случае об этом было бы уже всем известно, так как они бы развернули боевые действия против окупантов.
Как заявил официальный представитель руководства иракского Курдистана, они рассчитывают только на помощь США. Но в случае отсутствия такой помощи, в защите своих интересов будут полагаться на курдских бойцов.
Согласно заявлению министра обороны Великобритании Джеффри Хуна, Великобритания собирается держать под контролем действия турецких войск в Ираке, которые, по его словам, введены туда для осуществления полицейских функций на границе. Однако понятно, что турецкие войска будут восприниматься курдами отнюдь не как стабилизирующий фактор.
За последние несколько лет Турция неоднократно отправляла свои экспедиционные войска в Северный Ирак для уничтожения повстанческих курдских группировок. Кроме того, надо учитывать, что притеснения курдов со стороны Турции - отнюдь не новое явление в истории, оно не прекращалось со времен Османской империи, и поэтому неприязнь курдов имеет глубокие корни. Да и действия турецкой армии мало чем изменились за последние сто лет. Их обращение с курдами способно только разжечь еще один конфликт в регионе.
Причем конфликт этнический, тлеющий уже столетиями, последствия которого трудно предсказать.
Если также учитывать, что сегодня около 20-25 миллионов курдов проживают на огромной территории в Иране, Ираке, Турции, Сирии, а также в Армении и Азербайджане, то можно представить, какая цепная реакция может начатся в регионе в случае поддержки с какой-либо стороны курдских сепаратистских настроений.
Не исключено также, что и в планы американцев входит подобная дестабилизация ситуации в регионе. Отметим, что 22 марта появилась информация о встрече главы подкомиссии нацбезопасности США Кристофера Шейса с группой местных курдов, в ходе которой с их стороны прозвучало следующее мнение: "Мы не настаиваем на том, чтобы курдское государство было создано именно до конца года. Но мы имеем для этого достаточное количество людей".
Обычно, такие фразы просто так американцы не публикуют.
Таким образом, действиями Соединенных Штатов и Турции создается реальная угроза для вовлечения в этнический конфликт соседних с Ираком государств. Курды, которые уже столетиями лелеют мечту о создании независимого Курдистана, постараются не упустить этот шанс.
Причем шанс - единственный со времен провалившегося в 1920 году Сервского мирного договора, на основании которого на территории капитулировашей Турции образовывался независимый Курдистан.
Предсказать возможный ход дальнейших событий в случае открытия курдского фронта крайне трудно, так как в этом случае под угрозой окажется территориальная целостность как Ирака, так и Турции, а также Ирана, Сирии, Азербайджана. И не исключено - Армении, участника Договора о коллективной безопасноти. А это уже само по себе автоматически вовлечет Россию в круговорот событий...
Самвел Мартиросян, Ереван