Posted 3 июня 2002, 13:55
Published 3 июня 2002, 13:55
Modified 2 апреля 2024, 13:23
Updated 2 апреля 2024, 13:23
30 мая начальник мурманского пограничного отряда Николай Чешенко собрал на брифинг представителей всех средств массовой информации Мурманской области и заявил о том, что криминальные структуры и представители прибрежных рыбодобывающих компаний угрожают расправой пограничникам.
Н. Чешенко решил придать огласке угрозы в адрес мурманских пограничников после покушения на жизнь заместителя начальника Тихоокеанского регионального управления Федеральной пограничной службы РФ Виталия Гамова, скончавшегося 28 мая.
Как завил начальник Мурманского пограничного отряда, угрозы в адрес пограничников раздаются со стороны капитанов судов прибрежного лова. Об этих случаях он сообщил в прокуратуру. По словам Н. Чешенко, у него есть сведения и том, что угрожавшие могут перейти от слов к делу: они собираются нанять людей для физической расправы с пограничниками.
В связи с этим стоит заметить, что экономические противоречия все чаще разрешаются в Мурманске с помощью автоматического оружия или взрывчатки. За последние годы криминальные разборки стали для региона привычным явлением. Сведение счетов между конфликтующими сторонами нередко происходит в людных местах, где от рук преступников могут случайно пострадать десятки ни в чем не повинных людей.
Так, 17 мая на одном из самых оживленных перекрестков Мурманска средь бела дня был взорван джип "Ниссан-инфинити". 41-летний мурманский предприниматель Сергей Бачурихин, сидевший за рулем машины, погиб на месте. Чудом осталась жива пассажирка, покинувшая джип за несколько секунд до взрыва. Других жертв не было только потому, что взрывное устройство (мощностью около 150 г тротилового эквивалента), заложенное под днищем автомобиля, не имело оболочки, которая в подобных случаях превращается в осколки.
Официально милиция и прокуратура пока отказываются комментировать ситуацию вокруг этого преступления. Уголовное дело по факту гибели С. Бачурихина возбуждено по статье "умышленное убийство". Кстати, в машине находилась крупная сумма денег. После взрыва в джипе были найдены обгоревшие купюры на общую сумму около 5 миллионов рублей.
Эксперты не сомневаются, что это убийство было заказным. Погибший руководил рыбодобывающими компаниями "Севрос" и "Бионорд". Компания "Севрос" владела тремя небольшими траулерами, а "Бионорд" - транспортным судном. Фирмы занимались прибрежным ловом и регулярно поставляли рыбопродукцию на местный рынок, извлекая стабильную прибыль. По данным правоохранительных органов, некие столичные криминальные структуры, решившие устроить передел сфер влияния в прибрежном рыболовстве Мурманской области, настойчиво предлагали Бачурихину новые "правила игры", с которыми тот не согласился.
Приходится констатировать, что прибрежное рыболовство в последнее время стало питательной почвой для теневого рыбного бизнеса. Сейчас свыше 50 рыбодобывающих компаний Мурманской области занимаются прибрежным промыслом в Рыбачьей и Кильдинской банках, Западном и Восточном прибрежных районах. Прибрежная квота на треску и пикшу (наиболее ценные и "валютоемкие" породы рыб) составляет примерно 1500 тонн. Эта квота делится между всеми компаниями, ведущими прибрежный промысел. Вместе с квотой фирма получает и право на выход в море. И здесь начинаются "маленькие хитрости"...
По существующим нормам, содержание типового рыболовного судна обходится владельцу примерно в 3000 долл. в сутки. В эту стоимость входят затраты на питание и зарплату экипажа, заправку судна топливом, бункеровка, приобретение промыслового вооружения и прочие расходы. Разумеется, если судно выходит в море на 10 дней (затраты 30 тыс. долл.), а улов, указанный в документах, составляет лишь 5 тонн рыбы (доход 7-8 тыс. долл.), то, скорее всего, фирма существует и процветает за счет "левака" - незаконно выловленной рыбы.
По данным правоохранительных органов, прибрежные поселки Териберка, Лиинахамари и другие, где базируется маломерный рыбодобывающий флот, давно стали своеобразными перевалочными пунктами для "левой" рыбы. "Работа" здесь поставлена на конвейер: практикуется перегрузка незаконно выловленной трески с океанических траулеров на небольшие транспортные суда, а также переработка нелегального улова. После этого готовую продукцию, уже снабженную всеми необходимыми документами, на большегрузных автомобилях отправляют в разные уголки страны. Естественно, весь этот процесс осуществляется под непосредственным патронажем криминальных структур.
По сведениям правоохранительных органов, в Мурманской области теневой рыбный бизнес до недавнего времени контролировала "группа" Евгения Голубцова. Руководители прибрежных рыбодобывающих предприятий отчисляли "кураторам" стабильный процент от прибыли. В июне прошлого года Е. Голубцов был застрелен в Мурманске.
После его гибели новые "крышеватели" прибрежного рыболовства стали активно вмешиваться в экономику "подшефных" компаний. Их обязательным условием становится вхождение кого-то из своих людей в состав учредителей каждого такого предприятия, отчисление в "общак" 10-15% от прибыли, контроль над повседневной деятельностью рыбодобывающих фирм.
Под "крышей" Е. Голубцова и его людей были вынуждены работать и предприятия убитого 17 мая С. Бачурихина. Кстати, фирмы "Севрос" и "Бионорд" неоднократно фигурировали в протоколах правоохранительных органов в качестве нарушителей правил рыболовства.
К примеру, в декабре 2001 г. в поселке Видяево правоохранительные органы задержали два КамАЗа, в которых находилось более 20 тонн нелегально произведенной рыбопродукции. Водители машин, бросив КамАЗы, успели скрыться, пересев в иномарки, сопровождавшие груз. Как выяснилось впоследствии, "КамАЗы" были арендованы фирмой "Бионорд".
По словам начальника Мурманского пограничного отряда Николая Чешенко, подобные случаи происходят почти еженедельно.
Например, 30 мая в Губе Кислой (ЗАТО Полярный) во время перегрузки рыбы пограничники задержали судно "Глебово", принадлежащее "Севрыбфлоту". На борту уже находилось свыше 11 тонн незаконно выловленной рыбы. Судя по времени пребывания судна в море, столько было поймано... всего за сутки. Как заявил полковник Н. Чешенко, на судно "Глебово" в море была перегружена "левая" рыба с другого судна. Ущерб, нанесенный государству, оценивается в сотни тысяч долларов.
"Всех, кто попытается посягнуть на жизнь пограничника, я хочу предупредить, - сказал на брифинге начальник Мурманского пограничного отряда. - Если что случится, я не смогу своих подчиненных остановить от ответных действий. Офицеры ходят на службу с оружием".
По мнению пограничников, местный криминальный мир, встревоженный активностью и твердостью "зелёных фуражек" в отстаивании экономических интересов государства, поставил перед собой цель запугать их и заставить отступить.
Виктор Хабаров (газета "Норд-Весть Курьер"), специально для ИА "Росбалт"