Posted 10 сентября 2022, 20:48
Published 10 сентября 2022, 20:48
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Недавнее падение криптовалют ввело инвесторов в оцепенение. Но несмотря на потери вложений и дальнейшие риски развития цифровых технологий в финансовой сфере продолжится и, судя по всему, за ними будущее. Другой вопрос, как быстро будут происходить эти изменения, ведь данная проблема имеет политическую окраску. Общеизвестно, что ни одно государство не желает терять монополию на выпуск денег.
В начале сентября МВФ опубликовал на своем сайте научную статью под заголовком «По мере того, как байты заменяют доллары, евро и юани, некоторые изменения будут приветствоваться, другие — нет» (As bytes replace dollars, euros, and renminbi, some changes will be welcome; others may not). Автор исследования, профессор Корнеллского университета и старший научный сотрудник Института Брукингса Эсвар Прасад, рассуждает о цифровых деньгах, рассматривает последствия для финансовой системы и кредитной политики. Кроме того, американский экономист пытается понять, какое влияние окажут виртуальные дензнаки на организацию современного общества.
Оценивая роль денег в прошлом, ученый полагает, что они «преобразили человеческое общество, сделав возможными коммерцию и торговлю даже между географически удаленными друг от друга местами». К тому же «позволяют передавать богатство и ресурсы в пространстве и во времени». Вместе с тем «на протяжении большей части человеческой истории они также были объектом хищничества и грабежа».
Однако сейчас «деньги находятся на пороге трансформации, которая может изменить банковское дело, финансы и даже структуру общества». Эпоха «физической валюты», наличных денег подходит к концу не только в передовых странах, но даже в странах, население которых имеет низкий и средний уровень доходов. Прасад убежден, что «началась эпоха цифровых валют».
Более того, назревает новый виток конкуренции между официальными и частными валютами. Причем это происходит как внутри государств, так и на международной арене. Распространение цифровых технологий может способствовать «развитию полезных инноваций и расширению доступа к основным финансовым услугам». В то же время существует риск, что «эти технологии могут усилить концентрацию экономической власти и позволить крупным корпорациям и правительствам еще больше вторгаться в нашу финансовую и частную жизнь».
Появление криптовалют, в частности, биткойнов, первоначально воспринималось как «революция в сфере платежей». Ведь они не зависят от денег, выпускаемых центральными банками, или «доверенных посредников» вроде коммерческих банков и финансовых компаний, деятельность которых только усложняет проведение платежей и приводит к дополнительным расходам клиентов. Но нестабильный курс и технические ограничения на объемы и время обработки транзакций сделали криптовалюты неэффективными в качестве средства обмена.
Сравнительно недавно появились криптовалюты с устойчивым или фиксированным курсом, называемые стейблкоинами. Правда, их стабильная стоимость обеспечена средствами центробанков и государственных ценных бумаг. Уже сейчас они получили большее распространение в качестве платежных средств. Технология блокчейн, лежащая в их основе, приведет к существенным изменениям в сфере финансов и окажет глубокое влияние на домохозяйства, корпорации, инвесторов, центробанки и правительства. Блокчейн не только позволяет безопасно владеть цифровыми активами, но и способствует появлению их новых видов, как, например, «неиграбельных токенов» (NFT).
Между тем финансовые власти считают, что если децентрализованные платежные системы вытеснят наличные деньги и традиционные платежные системы, управляемые и регулируемые финансовыми учреждениями, то это приведет к финансовой и экономической нестабильности. «Платежная инфраструктура, полностью находящаяся в руках частного сектора, может быть эффективной и дешевой, но некоторые ее части могут застыть в случае потери доверия в период финансовых потрясений. Без функционирующей платежной системы современная экономика остановится», — заключает Прасад.
Чтобы этого не произошло, власти самых разных государств сейчас рассматривают возможность эмиссии так называемых «цифровых валют центрального банка» (Central bank digital currency, CBDC). Эта разновидность виртуальных денег призвана обеспечить финансовую доступность, повысить эффективность и стабильность платежных систем. Кроме того, CBDC осложнят преступную деятельность: продажу наркотиков, отмывание денег, финансирование терроризма и выведут из тени целые сектора экономики, затруднив уклонение от налогов.
Впрочем, у CBDC есть и свои недостатки, так как они создают риски для банковской системы. Коммерческие банки играют решающую роль в создании и распределении кредитов, которые обеспечивают «бесперебойное функционирование экономики». Но что будет, «если домохозяйства переведут свои деньги с обычных банковских счетов в цифровые кошельки центробанков, воспринимая их как более безопасные, даже если они не выплачивают проценты?». Американский экономист считает, что это приведет к тому, что традиционные банки «будут испытывать дефицит депозитов», а финансовые власти могут «оказаться в нежелательном положении», когда им «придется взять на себя распределение кредитов, решая, какие отрасли и фирмы заслуживают» выделения средств. И, вероятно, «розничная платежная система центрального банка может даже подавить инновации частного сектора, направленные на удешевление и ускорение цифровых платежей».
Основные функции денег, выпускаемых центробанками, «находятся на пороге перемен». Еще век назад частные валюты конкурировали друг с другом и с государственными валютами, которые известны также под названием фиатных денег. Однако учреждение центральных банков «решительно изменило баланс в пользу фиатных валюты, которая служит единицей счета, средством обмена и хранилищем стоимости». Появление различных цифровых валют «в некоторых аспектах создало прямую конкуренцию фиатным валютам». CBDC, по мнению Прасада, «вероятно, сохранят свое значение как хранилища стоимости, а для стран, выпускающих их в цифровой форме, также как средства обмена».
В ближайшие годы центральным банкам и правительствам предстоит выработать политику в отношении новых финансовых технологий. Им придется определиться то ли «пассивно принимать инновации под руководством частного сектора», то ли «использовать потенциальное повышение эффективности», которое обусловливает дальнейшее распространение цифровых валют. Однако «криптовалютный бум и крах» показал, что «регулирование этого сектора будет иметь важное значение для поддержания целостности платежных систем и финансовых рынков, обеспечения надлежащей защиты инвесторов и финансовой стабильности». Поэтому основная задача центробанков состоит в том, чтобы поощрять финансовые инновации, одновременно снижая риски для инвесторов и поддерживая финансовую стабильность.
Другим «ключевым изменением» может стать «усиление расслоения как на национальном, так и на международном уровнях». «Малые экономики» и государства со слабыми институтами могут столкнуться с тем, что их центральные банки и валюты «будут сметены», что, возможно, приведет «к концентрации еще большей экономической и финансовой власти в руках крупных экономик» и гигантских корпораций вроде Amazon, контролирующих финансы и торговлю.
Большие изменения ждут и институты общества. Дальнейшее вытеснение наличных денег цифровыми платежными системами «может устранить любые остатки конфиденциальности в коммерческих операциях». Биткойн и другие криптовалюты были созданы, чтобы обеспечить анонимность и устранить зависимость от государства и финансовых учреждений. Но они подстегнули революционные изменения в мире денег, которые «в конечном итоге могут поставить под угрозу неприкосновенность частной жизни», поскольку «обществу будет трудно сдерживать власть правительств», использующих новые формы цифрового контроля.
Тем временем российские власти, как сообщил ТАСС, обсуждают легализацию трансграничных расчетов в криптовалютах. «Банк России в настоящий момент прорабатывает этот вопрос с Минфином и Минэком. При этом важно подчеркнуть, что речь не идет о легализации криптовалюты как платежного средства на территории нашей страны, а также легализации криптобирж и криптообменников внутри России», — пояснила пресс-служба регулятора. А ранее замминистра финансов Алексей Моисеев сказал в интервью телеканалу «Россия-24», что Минфин и ЦБ сошлись во мнении, что в условиях санкций «без трансграничных расчетов в криптовалюте не обойтись».
Так что эта официальная информация только подтверждает выводы и предположения профессора Эсвара Прасада. Стремительные изменения, происходящие в современном мире, затронут абсолютно все страны. Кому, как ни нам, знать, что: «Есть у революции начало. Нет у революции конца».
Роман Трунов