Posted 18 июня 2022, 14:20
Published 18 июня 2022, 14:20
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
На днях депутат-единоросс Евгений Федоров сообщил граду и миру, что подготовил законопроект, отменяющий решение Госсовета СССР о признании независимости Литовской Республики, которое было принято в недоброй памяти 1991 году. Кроме того, народный избранник развил свою мысль: «Это мы только начали с Литвы. И понятно почему — Литва более опасна для Российской Федерации в плане ситуации, связанной с Калининградской областью, и в противостоянии с НАТО и США. Поэтому сейчас важнее Литва, но это не означает, что на ней мы остановимся».
Примечательно, что семь лет назад Федоров и его коллега Антон Романов уже просили Генпрокуратуру России проверить законность их исхода из СССР. Правда, в те времена в Кремле не поняли «сути этой инициативы», а в грозном ведомстве, расположенном на Большой Дмитровке, даже заметили: «По закону мы обязаны рассматривать все обращения, которые к нам поступают, независимо от их содержания. Бывает, что некоторые из них вообще лишены здравого смысла». И только тогдашний президент Литовской Республики Даля Грибаускайте была необычайно серьезна и глубоко возмутилась самой постановкой такого вопроса.
В целом все развивалось по Иммануилу Канту. Великий немецкий философ, который жил и умер в Кенигсберге (и некоторое время даже был российским подданным), утверждал: «В нашей природе заложено тяготение к заведомо пустым желаниям». Однако еще один великий философ, древний грек Гераклит Эфесский провидчески заметил: «Все течет, все меняется». И сегодня законодательная инициатива депутата Федорова не только получает подлинный, доселе недоступный современникам смысл, но и приобретает самое что ни на есть актуальное звучание. Единственное, что несколько смущает в похвальном усердии видного единоросса, это не слишком удачный опыт его непосредственных предшественников, точнее — прошлая юридическая оценка их инициатив.
В ноябре 1991 года тогдашний начальник управления Генпрокуратуры СССР по надзору за исполнением законов о государственной безопасности Виктор Илюхин возбудил уголовное дело за измену Родине в отношении президента СССР Михаила Горбачева, обвинив его в «преступном расчленении государства». По мнению принципиального прокурора, признание независимости прибалтийских республик противоречило Конституции СССР. Однако дело было закрыто генпрокурором СССР Николаем Трубиным, а сам поборник советской законности был уволен со своего поста.
В мае 1996 года Госдума РФ объявила Беловежские соглашения о создании СНГ недействительными в части прекращения существования СССР. Правда, реальных политических последствий это решение не имело. (Стоит, однако, отметить, что независимость Прибалтики Госсовет СССР признал раньше, чем были подписаны Беловежские соглашения — 6 сентября 1991 года).
В январе 2012 года инициативная группа Профсоюза граждан России подала в Следственный комитет РФ заявление о незаконности прекращения дела, возбужденного Виктором Илюхиным в 1991 году. В нем, кроме прочего, утверждалось, что независимость Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР был получена с нарушением закона «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», что «ставит под сомнение законность международного юридического существования данных республик в качестве самостоятельных государств». СК посчитал, что данный вопрос не входит его компетенцию. В апреле 2013 года заявители подали надзорную жалобу в Верховный суд РФ, но и он отказал им в ее рассмотрении.
В ноябре 2013 года житель Тольятти Дмитрий Третьяков подал в Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ заявления «О признании роспуска СССР неконституционным». Сославшись на советское законодательство, он потребовал повторного проведения референдума о выходе республик из состава Советского Союза. Обе высшие судебные инстанции ему отказали. После чего Третьяков обратился в ЕСПЧ, но в январе 2015 года и этот суд отверг его аргументы.
Но мы не зря вспоминали Гераклита. И пока в соцсетях иронизировали над ответной угрозой Литвы в случае реализации инициативы Федорова отозвать Поляновский договор 1634 года — и потребовать возврата территорий, в том числе и Смоленска, а также рассуждали, не заставить ли литвинов возместить ущерб от поджогов Москвы литовским князем Ольгердом в 1368 году, Вильнюс неожиданно вернул всех в день сегодняшний.
Как сообщил губернатор Калининграской области Антон Алиханов, была предпринята «попытка экономического удушения»: Литовские железные дороги уведомили, что прекращают транзит в регион и из него попавших под санкции товаров, якобы получив разъяснения от Еврокомиссии о том, что на них не распространяется разрешение, на основе которых транзит осуществлялся ранее. По предварительным оценкам, это касается от 40% до 50% всей номенклатуры транзитных грузов. Фактически бывший Кенигсберг оказался в полублокаде. Конечно, проблема с грузоснабжением в итоге будет решена через Балтику, но вопрос в другом.
Губернатор подчеркнул, что «неотъемлемой частью пакета совместных решений ЕС-РФ-Литвы 2002–2003 годов по гарантированному обеспечению транзита российских грузов» было «встречное обязательство Федерального Собрания Российской Федерации о ратификации Договора о государственной границе с Литовской Республикой».
Таким образом, очевидно, ставки повышаются, и не исключено, что полуутопическая история об отзыве признания независимости Литвы может трансформироваться во вполне конкретную денонсацию более позднего договора о ее границах.
Роман Трунов