Posted 15 июня 2022, 08:54

Published 15 июня 2022, 08:54

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Европа готовится к решающей схватке с США и Россией

15 июня 2022, 08:54
Роман Трунов
Украинский конфликт вызвал тектонические сдвиги в мировой политике, вопрос в том, кто будет солировать в «концерте держав».

Смена политического времени, похоже, действительно становится непреложным фактом. Российско-украинский военный конфликт вызвал тектонические сдвиги в мировой политике. Только за последние несколько месяцев об этом говорили многие депутаты Европейского парламента, а американский политический мыслитель Джордж Фридман прямо провозгласил «начало новой эры». Дело остается за малым — попытаться понять, как изменятся, сообразно новым веяниям, политические нравы.

Эта трансформация началась, конечно, не 24 февраля 2022 года. За условную точку отсчета, чтобы совсем уж не углубляться в историю международных отношений нескольких последних десятилетий, можно принять два знаменательных события — создание AUKUS (военного альянса Австралии, Великобритании и США) в сентябре 2021 года и ответные шаги России, так называемые ультиматумы Владимира Путина НАТО и Соединенным Штатам, последовавшие в декабре 2021 года и январе 2022 года.

В новых обстоятельствах на европейском континенте все пришло в движение. Лидерство Германии и Франции в ЕС, которое после Брекзита с полным на то основанием можно было назвать безусловным, стало подвергаться постоянной проверке на прочность. Кроме того, необычные интеграционные идеи не заставили себя ждать.

Застрельщиком подобных изменений выступает Великобритания. Так, в конце мая британский премьер Борис Джонсон предложил создать Европейское Содружество — новый политический, экономический и военный альянс, способный стать альтернативой Европейскому союзу. По его задумке, такое объединение, разумеется, предводительствуемое Лондоном, могло бы включать в себя Украину, Польшу, Эстонию, Латвию и Литву. А позже к этим государствам могла бы присоединиться и Турция.

В этой инициативе Джонсона при желании можно усмотреть некое сходство с существующим Содружеством наций, некогда называвшимся Британским Содружеством наций. Однако, пожалуй, это только внешняя похожесть, обусловленная давними колониальными традициями Туманного Альбиона. Поскольку эта идея все-таки больше напоминает о пресловутом «Междуморье», нереализованном политическом проекте Начальника государства Польского Юзефа Пилсудского.

После Первой Мировой войны Пилсудский предложил создать конфедеративное государство, в которое бы вошли Польша, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Венгрия, Румыния, Югославия, Чехословакия и даже, возможно, Финляндия. Такой мощный союз государств, построенный на принципах Речи Посполитой, должен был воспрепятствовать доминированию Германии или Советской России в Центральной Европе. Впрочем, затея, поддержанная исключительно Францией, оказалась безуспешной и в последующие два десятилетия все вышеназванные страны постепенно оказались в сфере влияния либо Берлина, либо Москвы.

Традиции Речи Посполитой, предполагающие отсутствие жесткой центральной власти, безусловно, весьма привлекательны для небольших государств, особенно в современном мире, который во всех смыслах стремится к максимально возможной децентрализации. Вместе с тем сегодня нельзя однозначно утверждать, что децентрализованные государства непременно придут на смену жестко иерархичным государствам. К тому же на сей счет имеется исторический опыт, когда Речь Посполитая несколько веков подряд одолевала Московское государство, но затем была разделена между Россией, Австрией и Пруссией.

Кроме того, приверженцы консервативных традиций в международной политике существуют и посейчас. К примеру, в апреле прошлого года в журнале «Россия в глобальной политике» вышла статья с говорящим названием «Новый концерт держав». Ее авторы президент Совета по международным отношениям (США) Ричард Хаас и старший научный сотрудник этой неправительственной организации Ричард Капчан, отвечая на вопрос «Как предотвратить катастрофу и обеспечить стабильность в многополярном мире», предложили хорошо известное решение: «Лучшее средство продвижения стабильности в XXI веке — это глобальный концерт крупных держав».

Словосочетания «концерт держав» или «Система Европейского концерта» имеют вполне определенное смысловое наполнение. После окончания наполеоновских войн так называлась система международных отношений, известная как Венская. В 1814–1815 годах состоялся Венский конгресс, на котором страны-победители Наполеона I — Великобритания, Австрия, Пруссия и Россия — установили новые принципы коллективной безопасности в Европе. Эти правила международных отношений, основанные на согласовании внешнеполитических интересов «великих держав», просуществовали вплоть до неудачной для Российской империи Крымской войны. Причем эти четыре десятилетия именно императорская Россия, по сути дела, доминировала в континентальной Европе.

Однако все последние годы такая точка зрения на международные отношения считалась едва ли не маргинальной. Между тем еще в 2016 году Белферский центр науки и международных отношений Гарвардской школы Кеннеди (США) запустил проект Russia Matters, название которого можно перевести и как «Вопросы России», и как «Россия имеет значение». А в июне эксперты, приглашенные этим мозговым центром, проанализировали два подхода к современной России, которые на недавнем Давосском форуме предложили Джордж Сорос и Генри Киссинджер.

Сорос, как известно, выступил в качестве непримиримого противника внешнеполитической линии РФ. В то время как Киссинджер утверждал, что «Россия на протяжении 400 лет была важнейшей частью Европы», непременным условием «европейского баланса». Поэтому политика Запада «должна учитывать, что восстановление этой роли важно для развития, чтобы Россия не была загнана в постоянный союз с Китаем».

Так или иначе, но это всего лишь частное мнение авторитетных и влиятельных представителей, американской элиты, которые, однако, не имеют прямого отношения к выработке внешнеполитического курса Соединенных Штатов. Так что существующий баланс сил в Европе (точнее, в ЕС) в ближайшей перспективе, видимо, не претерпит коренных изменений. Ведь для этого необходимы основополагающие политические перемены.

И хотя власти Германии уже обнародовали свои амбициозные планы, касающиеся увеличения армии и военных расходов, этой стране еще только предстоит выйти из тени политической зависимости от Соединенных Штатов, сохраняющейся со времен окончания Второй мировой войны. Правда, не совсем ясно, как к такому усилению ФРГ отнесется Франция. Но зато несложно предположить, что подобное развитие событий озадачит Великобританию и напугает Польшу, тогда как Россия явно будет приветствовать движение в этом направлении. А значит, «концерт держав» еще какое-то время будет напоминать сольное выступление американского джаз-банда.

Роман Трунов

Подпишитесь