Posted 12 апреля 2022, 08:55

Published 12 апреля 2022, 08:55

Modified 30 марта, 08:20

Updated 30 марта, 08:20

Автомобилистов ждет послабление?

12 апреля 2022, 08:55
В Москве решили провести эксперимент, разрешающий в случае мелкой аварии водителям покидать место ДТП.

В рамках эксперимента в Москве планируется разрешить водителям, попавшим в ДТП, оставить место происшествия. Новшество задумано в рамках борьбы с «повторными» ДТП — наездами на людей и автомобили во время оформления аварии. Восстановить картину произошедшего можно будет по камерам видеонаблюдения, рассказал «Коммерсант». «Росбалт» расспросил экспертов о перспективах.

По правилам дорожного движения, водители и сейчас могут разъехаться, если никто не погиб и не травмировал, только пострадало «железо». Но сначала надо остановиться, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки — и только, сфотографировав все на месте, уезжать. Но, как известно, застывшие после аварии машины мешают проезду и создают пробки, которых и без того хватает. А главное: посреди потока машин кого-то из участников происшествия порой сбивают, когда они толкутся возле помятых машин. В Москве таким нелепым образом гибнет от 25 до 40 человек в год.

«Я иногда еду, смотрю — стоят две машины. М даже если они занимают только одну полосу, пока ты до них доедешь, пройдет 10-15 минут, огромная пробка, — рассказал корреспонденту „Росбалта“ руководитель межрегиональной общественной организации „Свобода выбора“ Вячеслав Лысаков. — Даже если дорога имеет три-четыре полосы, и одна из них занята, скорость обязательно падает до черепашьей. А подъехал, смотришь — даже повреждений не видно: царапина на бампере. В США до приезда технической помощи машины растаскивают. А у нас многие часами ждали гаишника, чтобы он сам все посмотрел».

Эксперимент будет проводиться не везде — а на МКАД, ЦКАД, Третьем кольце и хордах. Где самое интенсивное движение, зато все утыкано видеокамерами. И вот тут мнение экспертов, в целом положительное.

«Если авария действительно мелкая, у них нет разногласий, кто прав, кто виноват, и столкнулись только два автомобиля — то сегодня это уже разрешено, — заметил председатель Движения автомобилистов России ДАР Виктор Похмелкин. — Если московские власти предлагают пойти еще дальше — в порядке эксперимента можно попробовать. Чтобы водители как можно скорее съезжали с места ДТП».

Однако эксперт обратил внимание на ряд проблем. И первая — когда возникает спор, кто прав и кто виноват. Если такой спор есть, а его участники разъедутся, потом установить объективную истину будет уже очень сложно. Так что это будет не в интересах каждого из них — и они этого просто не будут делать.

«Второй момент: все ли у нас охвачено видеокамерами? — спросил Похмелкин. — Все ли возможно зафиксировать? Все ли обстоятельства дела? Тут нюансы очень важны. Ну, понято, почему именно на этих улицах, где движение особенно оживленное, где нет светофоров и особенно интенсивный поток. И где высок риск повторного ДТП и серьезных заторов. Со МКАД и Третьего кольца куда-то съехать на обочину практически нет возможности».

«Все это понятно и объяснимо, но надо, чтобы все заинтересованные лица были в этот эксперимент погружены, — подчеркнул Виктор Похмелкин. — В том числе и страховщики, которым выплачивать ущерб по ОСАГО — они должны быть убеждены в том, что данное лицо виновно. А это не всегда возможно установить без сотрудника ГИБДД, который приезжает и делает разбор. В общем, попробовать можно, но при условии, что не пострадают законные интересы тех, кто в этот эксперимент окажется вовлечен. Но надо, чтобы результаты этого эксперимента были открыто оглашены, и состоялось их широкое обсуждение. Посмотреть и проанализировать все результаты».

«Инициатива проводить это в качестве эксперимента именно в этих местах — правильная, — подтвердил руководитель общественного движения „Федерация автовладельцев России“ Сергей Канаев. — Далее нужно смотреть опыт, как это будет развиваться, и как страховые компании будут на это реагировать. Потому что в последнее время число мошенничеств, даже когда в оформлении ДТП участвуют сотрудники ГИБДД, возросло. А уж без них оно и подавно будет зашкаливать. Поэтому инициатива рискованная, если ее применять по всей Москве. А вот если только на МКАД, Третьем кольце и на хордах, где камеры через один столб — да, это возможно и будет способствовать тому, чтобы не было повторных ДТП и больших пробок».

Однако эксперт отметил, что «вопрос не решится, если сфотографировали и уехали». «Эта система работает через раз: когда-то страховщики нормально реагируют, когда-то начинаются вопросы — и человек попадает в тяжелую ситуацию, когда даже юрист не может ему помочь получить выплаты», — рассказал Канаев.

По его мнению, все будет зависеть от того, насколько московские власти станут контролировать процесс. «Если уж Ликсутов предложил такую инициативу, надо, чтобы в его департаменте брали на себя ответственность, — считает Сергей Канаев. — Найти способы подтвердить, что это было не мошенничество. Найти координацию между страховщиками и Департаментом транспорта, а также способ решить проблему со страховщиками».

«Это должны быть данность — и одной Москвы тут недостаточно, — убежден Вячеслав Лысаков. — Это надо распространить на всю территорию РФ, согласовать с Российским союзом автостраховщиков и с ЦБ как мегарегулятором. Это должно быть методически утверждено. А то люди уехали, не сфотографировав, а страховщики требуют, чтобы все было зарисовано и сфотографировано. Некоторые требуют даже спутниковое подтверждение локации твоей машины. И если люди будут знать, что гарантированно получат от страховой возмещение ущерба — надо вообще ГИБДД от этого отстранить. Если, конечно, нет пострадавших».

Леонид Смирнов

Подпишитесь