Posted 7 апреля 2022, 16:07
Published 7 апреля 2022, 16:07
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
В стране в очередной раз обсуждается, что делать с пенсионной системой. То, чему следовало бы быть стабильным и понятным каждому, за последние 30 лет то и дело менялось и запутывалось.
Некоторые соображения высказал на днях главный финансовый уполномоченный РФ Юрий Воронин. Среди его предложений — отказ от ныне действующей балльной системы и замена ее более привычной стажево-заработковой. А также отказ от единого пенсионного возраста. Здесь Воронин предложил несколько вариантов — например, выход на пенсию в зависимости от трудового стажа. Но есть куда более оригинальный вариант — индивидуальный для каждого учет утраты трудоспособности. И здесь, по мнению финансового омбудсмена, возможен даже возврат к давно забытой практике 1920-30-х годов, когда всякий пожилой работник, чтобы выйти на пенсию, должен был пройти медкомиссию, которая бы подтвердила, что работать он больше не может.
«Проблему пенсионного возраста можно решить, — сказал Юрий Воронин, — с тем чтобы она не вызывала аллергию, отторжение у населения, и не нарушала коммуникации общества и государства». С другой стороны, Воронин предложил предоставить право и досрочного выхода на пенсию — в обмен на ее сокращение. А также обратил внимание на необходимость создания отдельной пенсионной системы для самозанятых — такую форму трудоустройства выбирают себе все больше россиян, вот только страховые взносы в Пенсионный фонд они не платят, но все же имеют право на социальную пенсию.
Среди предложенного наиболее логичным представляется возврат к стажево-заработковой системе. Здесь, правда, имеется весьма чувствительный «момент»: как известно, многие миллионы россиян вынужденно работали на «серых» работодателей, и в официальных документах отражалась лишь часть их заработка. Сейчас многие из них, уже состарившиеся, все же получают трудовую пенсию — а, скажем, в Москве «с собянинской доплатой», это более 21 тысячи рублей. Возникает щекотливый «подвопрос»: не срежут ли пенсии миллионам пожилых людей, которые, как могли, кувыркались в изменчивых условиях эпохи.
Несколько скептическое отношение к инициативе Юрия Воронина высказала «Росбалту» депутат Госдумы Оксана Дмитриева. «Надо вернуться к методу расчета по страховой части пенсии, который существовал до 2015 года. При этом следует полностью отменить накопительный элемент, который был введен в 2002 году и заморожен с 2014 года, и все взносы направлять на страховую часть пенсии. А учет в будущем делать по уплаченным страховым взносам. Я согласна, что баллы следует отменить, это лишняя конвертация, — подчеркнула Дмитриева. — Но при этом надо будет пересчитать все накопленные баллы с 2015 года снова в страховой пенсионный капитал, чтобы не происходило обесценение взносов. А обесценение страховых взносов при балльной системе происходило, потому что количество баллов начислялось все время одинаковое, а индексация стоимости каждого балла существенно отставало от фактического роста уплаченных страховых взносов. В алгоритме расчета баллов допущено несколько системных ошибок».
«Если говорить про балльную систему, то он имела больше простоты для ПФР и ведомств, — пояснил независимый пенсионный консультант Сергей Звенигородский. — Расчет одного балла достаточно сложен, дальше проще. Но терялся смысл расчетов для обычных граждан. Человек не видит, что находится внутри „баллов“. Без специалистов посмотреть и посчитать, что у него будет через 10-15 лет, он не может. Правда, у нас и никто не может предположить, что дальше будет».
У человека, имеющего большой трудовой стаж, минимальная трудовая пенсия будет. «Москвич, работающий даже „всерую“, с учетом собянинской добавки свою двадцатку получит. Мало того: даже людям с „черной“ зарплатой, которые никаких взносов не платили, ПФР все-таки идет навстречу — они могут пойти и докупить несколько баллов. Не скажу, что эта услуга сильно популярна — ей воспользовалось очень мало граждан», — отметил Звенигородский.
Что касается индивидуального пенсионного возраста, то эта идея обсуждается уже давно. «Да, в западных странах человек должен отработать по 40 и более лет, но для него возможен выход на пенсию раньше, с дисконтом, — рассказал Звенигородский. — Но на госпенсию за рубежом никто особо не рассчитывает, сами откладывают. В нашей стране пока это отсутствует. Так что, вероятно, граждане будут работать и далее, и переучиваться. Но сам факт того, что человек может выйти и раньше, успокаивает людей».
«Юрий Викторович Воронин — один из крупнейших специалистов по пенсионной системе, — подтвердил доктор экономических наук, профессор Евгений Гонтмахер. — Все его предложения разумные, это давно все обсуждалось среди экспертов. Что касается балльной системы, то давно признано (даже вице-премьер Татьяна Голикова об этом говорила), что она не оправдала себя. Резко усложнила всю пенсионную систему, сделав ее абсолютно непонятной для людей. Эти коэффициенты правительство каждый год вводит. Кроме того, балльная система ущемляет пенсионные права молодых».
Переход на стажево-заработковую систему Гонтмахер считает правильным: как напомнил эксперт, она работала и в СССР, где надо было иметь необходимый стаж, тогда пенсия могла возместить до 65% утраченного заработка. «Да, где-то до четверти занятых в нашей стране до сих получают теневые доходы, — отметил эксперт. — Я понимаю, что люди наши бесправны. Это тип нашей экономики: она слаборазвитая, с небольшими доходами. Это безобразие, что люди работают нелегально. Но тут надо перестраивать экономику. Высокие легальные зарплаты существуют только в экономике с высокой производительностью труда и низкой коррупцией». Гонтмахер также напомнил, что, как «собянинская» доплата неработающим пенсионерам в Москве, так и региональные доплаты — это меры социальной защиты, от вида пенсионной системы они не зависят.
А может ли размер пенсий уменьшиться при переходе от балльной системы к стажево-заработковой? «Из пенсионеров, никто не пострадает, — отметил Сергей Звенигородский. — «Пострадает» в некотором смысле федеральный бюджет — эта замена будет стоить несколько миллиардов рублей. Несколько тысяч людей будут работать днями и ночами месяц-два, пока все заново не рассчитают. Но и серьезного улучшения от того, что станут считать чуть по-другому, не произойдет. Сейчас принцип «не навредить».
По мнению Евгения Гонтмахера новая схема расчета может поспособствовать увеличению пенсий. «Я думаю, если пересчитать, скорее, это будет некоторое увеличение пенсий, практически у всех, — предположил Евгений Гонтмахер. — Такая „валоризация“ номер два».
Однако вышесказанные соображения корректируются текущей ситуацией. «Если экономика „приземлится“ на каком-то очень низком уровне и там начнет „обустраиваться“, не исключено, что будет, как в 1992 году, когда практически всем пенсионерам платили одинаково. Потом только постепенно стали дифференцировать. Вот у нас перестанут покупать нефть и газ — бюджет станет худым. Может быть, решат на время всем вместо пенсии платить пособие», — высказывает мнение Гонтмахер.
Леонид Смирнов