Posted 31 марта 2022, 15:21

Published 31 марта 2022, 15:21

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Параллельный импорт: ура, но есть вопросы

31 марта 2022, 15:21
Легализация ввоза товаров в обход запретов не означает, что будет позволено поставлять все, что хочется, считает профессор ВШЭ Алексей Портанский.

Правительство РФ фактически легализовало параллельный импорт — ввоз товаров в обход запретов. Поможет ли? С корреспондентом «Росбалта» беседует профессор ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский.

— Алексей Павлович, параллельный импорт — выражение для широкой аудитории новое. Как я понимаю, это деятельность неких частных торговых компаний, которые закупают товары у производителей — и везут их туда, куда ввоз данных товаров по каким-то причинам (политическим — чаще всего) запрещен. Так ли?

— Они просто везут, куда хотят — без уведомления и разрешения правообладателя товарного знака. Не обязательно говорить о запретах.

— А почему, кстати, до сих пор-то это было запрещено?

— Потому что это затрагивает права интеллектуальной собственности. А они охраняются международными соглашениями, в частности, соглашением ТРИПС в ВТО и Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). И у нас это зафиксировано в статье 4-й главы Гражданского кодекса РФ. Это очень серьезный документ. Когда мы присоединялись к ВТО, то реформировали свое законодательство. В частности — 4-ю главу ГК.

Поэтому изменение, которое сейчас произошло, мы, по идее,должны согласовывать, но об этом мало кто думает. Даже депутаты — такое впечатление, что они просто этого не понимают. Мы должны, по меньшей мере, начать с уведомления через наше представительство при штаб-квартире ВТО, что мы изменили свое законодательство в 4-й части ГК, касательно параллельного импорта. Надо помнить о наших международных обязательствах. У нас, конечно, немало таких, кто с шашкой наголо готовы сказать: «А! Нам все — враги. Давайте делать все, что хотим!» Но у нас правительство гораздо трезвее, чем некоторые отдельные политики.

И сразу надо сказать, что разрешается не все. Это не то, что все подряд можно параллельно завозить. В постановлении не уточняется, как именно будет определяться причинно-следственная связь между санкциями — и такими товарами, которых у нас нет из-за санкций. Нет указаний на то, как именно будут формировать списки таких товаров. Опять же: здесь произвол недопустим. Нужна определенная логика и правила — фактор необходимости насыщения этими товарами потребительского рынка. Далее. Пока неясно, эта мера временная или постоянная. Это все должно уточняться.

— Получается, пока нет ясности, какие именно товары можно завозить «параллельно», а какие нельзя?

— Ну, понятно, что будут приходить запросы от соответствующих ведомств, которые станут формулировать свои потребности в остро необходимых товарах. Список будет утверждаться Мнпромторгом по предложению отраслей. Никакой вольницы, конечно, нет.

— Вероятно, речь идет в первую очередь о товарах «группы А» — разного рода комплектующих для производств. Одежду-обувь и сейчас-то больше из Китая и Турции завозят, да и бытовая техника в значительной мере китайская. А какие производства у нас больше всего нуждаются в таком завозе?

— Трудно назвать, кто не нуждается! У нас комплектующие иностранного производства присутствуют везде, в большом количестве. Машиностроение, автопром, авиапром, судостроение, да и оборонка. Причем доля импорта бывает — 70-80%. И все необходимое на 100% по параллельному импорту завезти невозможно. Но, возможно, самое критически нужное удастся завезти. А кое-чего мы и просто не найдем. Скажем, запчасти для самолетов. Тогда это вопрос вообще не будет решен, и самолеты не полетят.

В текстильной промышленности или приборостроительной у нас и свое производство есть. Но и ему нужны комплектующие. Тем более, мы хотим сами делать микрочипы. Нам Тайвань их отказался поставлять. Здесь тоже узкое место. Мы сейчас их делаем частично. Чип, хоть он и «микро», тоже вещь сборная. Что-то из этого мы делаем, а что-то нет. И это нормально. Есть международное разделение труда, весь мир так работает. В СССР космические корабли делали на фирме Королева от заклепки до готового изделия, но это стоило колоссальных денег. Мечтать производить все — абсолютная утопия.

— Такие товары будут дороже?

— Это зависит от товаров, что-то из них может быть и в той же цене. Но в целом — сейчас все дороже будет.

— Еще один вопрос, крайне для нас чувствительный. Сейчас не ХХ век на дворе, «земной шарик действительно стал маленький». Те же американцы могут отслеживать со спутников движение всех грузовых судов в российские порты…

— И это так, но прежде того есть еще одно препятствие — в последние недели об этом говорилось очень много. Логистические компании отказываются работать с Россией, уходят. Третья в мире по объему перевозок контейнерная компания MAERSK только что ушла из России. И это очень чувствительно. Простой человек с улицы этого не знает, но это и на нем будет отражаться. Потому что этими же контейнерами должно что-то поставляться из Китая. А теперь — как это поставлять? Непонятно.

Беседовал Леонид Смирнов

Подпишитесь