Posted 29 января 2022, 13:39
Published 29 января 2022, 13:39
Modified 5 февраля, 07:07
Updated 5 февраля, 07:07
За прошлый год жилье подорожало в среднем на 30%, но тогда действовала льготная ипотека, которая компенсировала рост цен для покупателей. Сейчас ставки по жилищным кредитам стали двузначными. На рынке жилья наблюдается сюрреалистичная картина: спрос стагнирует, покупателей с деньгами практически не осталось, ставки по ипотеке выросли почти вдвое, но квартиры продолжают дорожать. Что позволяет застройщикам поднимать цены даже в таких условиях? Кому сегодня по карману покупка квартиры, даже в кредит? Что будет с ценами на жилье в ближайший год и в долгосрочной перспективе? Об этом рассказал «Росбалту» руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко.
— Ставки по ипотеке стали двузначными. На сайтах крупнейших российских банков указано, что ипотеку на новостройку можно взять по ставке от 10%. Понятно, что «от» означает, что реальная ставка будет выше. Среднюю ставку эксперты оценивают в 13%. Вы с этими оценками согласны?
— Ставки выросли, потому что за минувший год ЦБ очень существенно поднял ключевую ставку. Но на рынке сложилась уникальная ситуация: после завершения льготной ипотеки, которое, по идее, должно было привести к снижению цен на квартиры, застройщики совместно с банками стали сами субсидировать ипотеку. Если говорить про первичный рынок, то почти по всем объектам жилищные кредиты предлагаются сейчас примерно на тех же условиях, как было в период льготной ипотеки.
— Вы хотите сказать, что, даже несмотря на рост ключевой ставки, сейчас ипотеку по-прежнему можно взять поставке 6,5-7%?
— Да. Часть застройщиков субсидирует ставки только на какой-то ограниченный срок, например, на первые год-два. Но на рынке немало примеров субсидирования ипотеки со стороны застройщиков на весь срок. Такая политика позволяет им сохранить продажи на прежнем уровне, поэтому рынок новостроек практически не заметил роста ставок.
Для покупателя и скидки, и ипотека со сниженной ставкой означают удешевление стоимости жилья. Только в случае со скидкой снижение цены явное: к примеру, квартира, которая стоила 10 млн рублей, временно продается за 9 млн. А с ипотекой — скрытое: цена формально остается такой же, но человек экономит на обслуживании кредита.
Допустим, у заемщика есть 1,6 млн рублей на первоначальный взнос, и он может ежемесячно платить по ипотеке примерно 60 тысяч рублей. При рыночной ставке 10% и сроке кредита 20 лет ему будет доступно жилье стоимостью не более 7,8 млн рублей. При уменьшении ставки до 7% на весь срок доступный бюджет покупки при тех же затратах на обслуживание кредита увеличивается до 9,3 млн рублей, а при ставке 6% — почти до 10 млн рублей. Таким образом, субсидирование ставки на 3% позволяет покупателю приобрести квартиру примерно на 20%, а 4% — почти на 30% дороже той, что была бы ему доступна на рыночных условиях. А если перевести снижение ставки в скидку от максимальной цены квартиры, то получится, что субсидирование ставки на 3% эквивалентно скидке в размере около 16%, а 4% — примерно 22%.
Для застройщиков субсидируемая ипотека тем более выгодна, потому что позволяет не только удерживать цены на достигнутых высотах, но и продолжать их повышать. Субсидирование ипотеки на 1% примерно соответствует 5-5,5% стоимости жилья. То есть: застройщик, снизив ставку на 1%, может повысить цены на 5%. Покупателю все равно, сколько стоит квартира. Ему важно, сколько он будет ежемесячно платить. А размер ежемесячный платежей по ипотеке при субсидировании остается тем же. И мы наблюдаем на рынке сюрреалистичную картину: спрос стагнирует, покупателей с деньгами практически не осталось, а цены растут. Фактически данная схема позволяет застройщикам удерживать цены на максимумах искусственным, не рыночным способом. Насколько долго это может продлиться — не понятно. Все зависит от того, будет ли ЦБ и дальше повышать ставку и как долго продлиться период высоких ставок.
— Когда я захожу на сайт банка, то вижу ставки по ипотеке на новостройки от 10%. Где субсидии? Как эта история работает на практике?
— Надо заходить не на сайты банков, а на сайты застройщиков и их конкретных объектов. Именно там можно найти информацию о том, что именно под этот объект в конкретном банке можно взять ипотеку под 6,5%.
Крупные банки тоже периодически рассылают релизы о спецпредложениях: по двум-трем объектам есть субсидируемая ипотека под 6,5%, тогда как по всем остальным, действительно, от 10%.
— Получается, дешевую ипотеку можно оформить через застройщика по схеме: выбираешь квартиру в конкретном ЖК, идешь к менеджеру, а дальше он как-то сам уже с банком решает вопрос о субсидии?
— Примерно так. Смотреть надо конкретные объекты. Возможно, не по всем, но по большинству из них есть какие-то предложения по сниженной ипотеке. В таком случае застройщик закрывает часть разницы между рыночной ставкой и субсидируемой. Возможно, субсидируемую часть банки и застройщики делят между собой в какой-то пропорции. Если банк кредитует этого застройщика и его объекты, знает всю подноготную, потратил время, силы и деньги, чтобы изучить этот проект, видит все денежные потоки и понимает, что с рисками здесь все нормально, он может и гораздо меньшую маржу закладывать в ипотеку для покупателей на этот объект, понимая, что, продав его, застройщик вернет свой кредит банку. По сути банк зарабатывает дважды: на кредитовании застройщиков и на кредитовании покупателей. Поэтому он может подвинуться и, сложив два продукта вместе, снизить свои «хотелки» по ставкам по сравнению с рыночной ипотекой на те объекты, в которых он не участвует. Когда же вы приходите с улицы брать ипотеку на какой-то абстрактный объект, то ставка, действительно будет двузначной.
— Насколько я понимаю, субсидирование ставок со стороны застройщиков, история скорее точечная, чем повсеместная? Не все застройщики в этом участвуют, субсидии на разные объекты одного и того же застройщика тоже могут быть разными?
— Да, это адресная история, хотя и достаточно массовая. Не на каждый объект действуют одинаковые условия.
— Но для покупателей «с улицы», вне спецпредложений, ставки двузначные. Это касается и новостроек, и вторичного жилья?
— Да. Сложилась такая вот нерыночная ситуация, что в целом по рынку все дорого, но при этом квартиры все равно покупают, потому что есть такие вот хитрые лазейки. Посмотрите, как работает ритейл. Вы заходите в любой торговый центр, а там все дорого. Возникает вопрос, кто вообще может по таким деньгам покупать ту же одежду, обувь. Но при этом, почти в каждом магазине есть скидки, распродажи, дисконтные программы, которые позволяют все это дорогое купить с приличной скидкой. Как говорила моя мама во времена Советского Союза: не обманешь, не продашь. Так, к сожалению, мутно устроен рынок.
— Цены на квартиры за прошлый год выросли на 30%. Если убрать за скобки спецпредложения, ставки по ипотеке сейчас двузначные. Кто вообще может себе позволить жилье, даже в кредит?
— Как я уже говорил, по новостройкам почти ничего не изменилось за счет субсидирования ставок. На ранних стадиях, когда новые объекты только выходят на рынок, цена на них более привлекательная. По мере готовности она обычно растет, но ближе к сдаче объекта там уже почти все раскуплено. Так что на рынке новостроек всегда идет ротация, всегда есть из чего выбрать.
Если говорить про вторичку, пока стоимость остается достаточно высокой. Люди еще используют старые ипотечные кредиты, одобренные, когда ставки были ниже. Кроме того, порядка 80% сделок на вторичном рынке — обмены. Когда человеку не хватает денег на подорожавшую квартиру, которую он хочет купить взамен своей, он пропорционально повышает цену своей квартиры. Поэтому в этом сегменте не столь важен уровень цен. Важно, есть ли желающие в этом участвовать.
— Вы хотите сказать, что рост цен и ставок на доступности жилья никак не сказался?
— Не сказался критично. На это есть две причины. Первая: на вторичке пока еще действуют старые кредиты, одобренные до повышения ставок. Вторая: в новостройках в большинстве случаев ставки субсидируют. Вот эти два фактора пока держат рынок. Но, повторюсь, не понятно, как долго это будет длиться.
— Насколько различается ситуация с доступностью жилья в столице и в регионах?
— Все регионы разные, в каждом могут быть свои особенности. Где-то совсем низкий уровень цен, и даже государственная льготная ипотека в пределах 3 млн рублей для людей актуальна. Где-то зарплаты высокие, например, Урал, Сибирь, нефтедобывающие регионы.
В целом доступность жилья безусловно снизилась. Но пока остаются лазейки, которые позволяют рынку существовать. Если эти лазейки станут неработоспособными, скорее всего, произойдет коррекция цен вниз и снижение объемов продаж.
— А почему они могут стать неработоспособными?
— Закончатся одобренные кредиты по более низким ставкам. Окончательно выдохнется остаток спроса. Если ЦБ еще поднимет ставку, застройщикам станет сложнее закрывать разницу и продолжать субсидировать ипотеку.
— Геополитическая ситуация накаляется, со всех сторон нам грозят новыми санкциями, доллар снова вырос почти до 80 рублей. Все это тоже сказывается на доступности жилья?
— Возможные санкции или связанное с ними дальнейшее ослабление рубля, вероятнее всего, вынудит ЦБ еще больше повысить ключевую ставку. Чем выше ставка, чем дороже станет рыночная ипотека, тем большую разницу застройщикам придется закрывать при субсидировании. Более того, банки могут увидеть для себя возросшие риски и вообще от этой схемы отказаться. Тогда все и посыплется. В результате стоимость жилья, вслед за фондовым рынком, может пойти вниз. Акции российских компаний уже рухнули на 25-30% за последний месяц. Недвижимость более инертная, более консервативная, но при реализации такого негативного сценария цены могут откатиться назад на 10%.
— Что может изменить происходящее на рынке жилья в пользу покупателей?
— Я думаю, какое-то время мы будем вынуждены мириться с той ситуацией, в которой оказались. Деньги обесцениваются по причине того, что все проблемы власти затыкают различной помощью. Что такое помощь? Это печатание денег. Это видно и по продуктовой инфляции, и по всему остальному. В этом плане, чтобы недвижимость сильно подешевела, должен случиться некий серьезный катаклизм. Я думаю, в Донбассе сейчас очень дешевая недвижимость, но вряд ли люди этому рады.
Развитие ситуации может быть любым, учитывая геополитические риски. Но для того, чтобы недвижимость сильно подешевела, должны произойти очень серьезные негативные события. Например, начало военных действий. Вряд ли в этих условиях удешевление жилья нас порадует. Скорее это будет нас волновать уже меньше всего.
Наиболее вероятный реалистичный сценарий: дальше дорожать квартиры не будут. В долгосрочной перспективе, скорее всего, цены будут расти по причине инфляции. Но в ближайший год нас, скорее всего, ждет топтание цен на месте или небольшая коррекция вниз — до 10% — на уровне торга и скидок.
Анна Семенец