Posted 20 января 2022, 16:14
Published 20 января 2022, 16:14
Modified 5 февраля, 07:07
Updated 5 февраля, 07:07
Цифровые документы постепенно начинают вытеснять бумажные. Например, больничные листки сейчас оформляют только в электронном виде. Цифровые трудовые книжки пока еще соседствуют с бумажными, но их возможности постепенно расширяются, что ставит под вопрос актуальность сохранения традиционного формата. В планах правительства создать электронные копии большинства документов, внедрить цифровые паспорта с расширенными возможностями и сделать биометрические данные «удостоверением личности». Как все это работает или будет работать, какие преимущества и опасности таит в себе переход к биометрии и цифре, разбирался «Росбалт».
Больничные листки
С 1 января 2022 года россиянам оформляют больничные только в электронном виде. Соответствующие поправки в законодательство внес 126-ФЗ и приказ Минздрава № 1089н от 23 ноября 2021 года. Бумажные листки нетрудоспособности в порядке исключения решили оставить только тем россиянам, сведения о которых составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.
До сих пор работодатели оплачивали больничные из собственных средств, а после получали компенсацию из Фонда социального страхования. Теперь, благодаря полному переходу на цифровые листки нетрудоспособности, выплаты будут прямыми: из ФСС — работнику. Больничные, подписанные электронной цифровой подписью врача, будут отправлять сразу в ФСС, где автоматически начислят выплаты — в беззаявительном порядке. Работодателям об открытии, продлении или закрытии электронного листка нетрудоспособности будут сообщать через систему электронного документооборота ФСС, к которой они должны были подключиться с 1 января.
Как рассказали «Росбалту» в одной из пациентских организаций, массовых жалоб, связанных с полным переходом больничных листков в цифру, к ним не поступало. «Был один звонок, связанный с тем, что номер больничного не отобразился в системе, и человека попросили сходить в поликлинику и взять его там лично. Массовых жалоб на внедрение электронных больничных на нашу горячую линию не было, но это не значит, что проблем нет совсем. Возможно, они прошли мимо нас», — отметил собеседник издания.
Трудовые книжки
Электронные трудовые существуют в России наряду с бумажными с 1 января 2020 года. В момент их внедрения россиянам дали выбор — оставить бумажный документ или перейти на электронный. Для того, чтобы осуществить переход, достаточно было написать заявление о своем решении работодателю. Отсутствие заявления по закону трактуется как отказ от перехода на электронную трудовую. Информацию о сделанном выборе будет храниться в ПФР и наследоваться следующим работодателем.
Если работник решил оставить бумажную трудовую или вообще не написал никакого заявления на этот счет, работодателю придется выполнять двойную работу и заполнять бумажную версию трудовой наряду с электронной. Если работник выбрал электронную версию, бумажную с записью о принятом решении ему должны отдать на руки. С этих пор «старая» трудовая будет храниться у него. Изначально предполагалось, что в электронной версии будут фиксировать только сведения о трудовой деятельности начиная с 2020 года, а более ранние данные останутся в бумажной, которая пока не теряет своей силы. Однако с 2021 года появилась возможность включать в электронную трудовую книжку записи о местах работы за весь трудовой стаж. Также в ноябре 2021 года Госдума приняла закон, который разрешает заключать трудовые договоры в электронном виде, без их дублирования на бумаге.
Тем, кто только начал свой трудовой стаж в 2021 году, права выбора не оставили. По закону, им всем заведут электронные трудовые. В числе плюсов: быстрый доступ к информации из трудовой без участия работодателя — в личном кабинете ПФР, на портале Госуслуг или через приложение, упрощение дистанционного трудоустройства, снижение для работодателя издержек на покупку, ведение и хранение бумажных трудовых книжек, дистанционное оформление пенсий без дополнительного документального подтверждения. Добровольный переход к новому формату трудовой книжки позволяет сохранять бумажную книжку столько, сколько это необходимо. Несмотря на бонусы, согласно опросу HeadHunter, 54% россиян попросили работодателей сохранить им бумажные трудовые книжки.
Как показали результаты опроса, проведенного сервисом SuperJob среди кадровиков и менеджеров по персоналу, российские компании до сих пор приспосабливаются к новым условиям работы. И далеко не всем переход к цифре пришелся по душе. Только 29% респондентов заявили, что с введением электронных трудовых кадровое делопроизводство в компании упростилось и стало меньше бумаг. Еще 25% отметили, что в их работе ничего не изменилось. При этом 35% заявили, что с появлением электронных трудовых работать стало сложнее. Во-первых, работы стало больше, поскольку наряду с электронными трудовыми кадровикам приходится вести и бумажные. Во-вторых, при приеме на работу у HR-менеджера нет доступа к электронной трудовой книжке специалиста, а значит, нет и возможности оперативно проверить достоверность сведений, указанных в его резюме. Также в числе минусов нововведения специалисты по кадрам называли сложности с расчетом трудового стажа для оплаты больничного, о сбоях в IT-системах ПФР.
«Часть кадровиков столкнулись с проблемой безответственного отношения сотрудников к увольнению: поскольку забирать трудовую книжку не нужно, некоторые просто перестают являться на работу, не оформляя заявление об уходе», — отмечают аналитики SuperJob. Тем не менее, спустя год после предыдущего опроса «недовольных» среди кадровиков стало на 6% меньше, а тех, кому работать стало легче, на 12% больше.
Электронные паспорта
Цифровые паспорта россиянам начнут выдавать с января 2023 года. Именно этот срок последним звучал публично от МВД. Сейчас, по данным ведомства, совместно с Минцифрой и другими заинтересованными госорганами прорабатываются требования к порядку оформления электронных паспортов. Известно, что цифровой документ будет иметь тот же статус, что и бумажный. Способ подачи заявления не изменится, получить цифровой документ также можно будет с 14 лет.
Предполагается, что электронные паспорта будут существовать в двух ипостасях: в виде пластиковой карточки с чипом, в который будет зашита вся персональная информация, и в виде привязанного к карте приложения с QR-кодом. По данным МВД, в электронные паспорта в отличие от бумажных предполагается включить биометрические данные вроде объемной фотографии и отпечатков пальцев, а также электронную цифровую подпись — при желании гражданина.
Как пишет РБК со ссылкой на главу Минцифры Максута Шадаева, до конца 2022 года чиновники рассчитывают запустить пилоты по выдаче цифровых паспортов в трех регионах страны: Москва, Подмосковье и Татарстан. По словам чиновника, россияне смогут выбрать, какой документ им получать: бумажный или электронный. Однако, как показывают результаты опроса SuperJob, только 14% граждан согласились бы на электронный документ. Большинство же считают, что наряду с электронными нужно оставить и бумажные версии паспорта.
Как рассказал «Росбалту» ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян, одна из основных проблем с внедрением электронного паспорта заключалась в отсутствии единой базы паспортных данных. «То есть, у нас есть база МВД, база бывшей ФМС, которая теперь тоже относится к МВД, но это отдельная база, и есть база ЦИК. И данные в них не всегда совпадают. Государству, по сути, предстояло создать или, по крайней мере, назначить главную базу, с которой сверять данные электронных паспортов», — отметил эксперт. Закон о создании единого федерального регистра данных о населении формально решает эту проблему, но пока не вполне понятно, как обстоят с ним дела на практике. «Очевидно, что эта база еще только создается», — отметил Казарян.
Вторая часть проблемы, по словам Казаряна, заключается в создании самого электронного паспорта и инфраструктуры под его выдачу и валидацию. В это и упирается пока эксперимент, дата проведения которого все время сдвигается.
Что касается самого паспорта, пока в публичном поле чиновники называют два дополняющих друг друга формата: пластиковая карта с чипом и приложение. «Насчет приложения есть серьезные опасения со стороны органов безопасности, потому что речь идет о чувствительных данных, которые нуждаются в дополнительной защите. Такой защитой могли бы стать крипто-сим или сертификация тех элементов безопасности, которые существуют сейчас на смартфонах. Скорее всего, второй путь недоступен, поэтому остаются только крипто-симки. Но и с их распространением пока все тоже плохо», — отметил Казарян. Таким образом, пока не известно, будет ли доступен цифровой паспорт в приложении. «При текущем законодательстве РФ приложение выпустить нельзя или, как минимум, сложно», — отметил эксперт. Значит, остается пластиковая карта с микрочипом.
Предполагается, что электронный паспорт, помимо тех данных, которые есть в бумажной версии, будет включать биометрические данные и электронную подпись. «Почти гарантировано, что в цифровых паспортах будет применяться такая же технология, что и в загранпаспортах нового образца. То есть, в чипе будет содержаться объемная фотография гражданина по аналогии с фотографией на чипе загранпаспорта», — отметил Казарян. Также, как сообщали в МВД, при выдаче электронного паспорта у гражданина отсканируют отпечатки двух пальцев.
«С точки зрения гражданина, очевидно, электронный паспорт будет безопаснее бумажного. Его нельзя скопировать, украсть, поменять по нему сим-карту, взять на его копию кредит. Электронный паспорт даст гражданам больше защиты», — считает Казарян. Но для внедрения цифровых паспортов нужна инфраструктура: как их считывать, на каких устройствах, с каким ПО. Даже для того, чтобы провести эксперимент, хотя бы в одном регионе валидаторы для считывания паспортов должны стоять не только в государственных организациях, но и во всех продуктовых магазинах, где нужен паспорт для покупки табака и алкоголя. «Никакой информации об их установке у меня пока нет», — отметил Казарян.
В числе основных рисков, связанных с внедрением цифровых паспортов, эксперт назвал вопросы работы государственных операционных систем, вероятность ошибок и невозможность использования таких паспортов гражданами.
Биометрические данные
В прошлом году Госдума приняла закон о создании в России единой государственной биометрической системы, в которой россияне, в том числе проживающие за рубежом, смогут самостоятельно, при наличии учетной записи и с использованием российского программного обеспечения, размещать свои биометрические данные без посещения государственных органов.
Как объяснил ведущий аналитик РАЭК Карен Казарян, единая система биометрии создается не с нуля. До принятия этого закона ЕБС существовала как публичная информационная система, которую вел «Ростелеком». Биометрические данные собирали при посредничестве банков. Для регистрации в системе россиянам нужно было лично явиться в одно из отделений и сдать образцы. К марту 2021 года в системе было зарегистрировано 180 тысяч биометрических слепков. С принятием закона ЕБС получила статус ГИС, то есть, стала государственной информационной системой. Но «Ростелеком» так и остался ее оператором.
В конце декабря 2021 года Минцифры заключило контакт с «Ростелекомом» на интеграцию ЕБС с порталом Госуслуг. По условиям договора, работу должны завершить до 5 декабря 2022 года. Предполагается, что в итоге на портал госуслуг можно будет зайти с помощью биометрических данных. А зарегистрировать образцы голоса и изображение лица россияне смогут сами — через приложение.
Как пишет «Ъ» со ссылкой на источник в правительстве, чтобы стимулировать россиян сдавать биометрию, гражданам, не отметившимся в ЕБС, могут ограничить доступ к некоторым госуслугам в онлайн-режиме. Напомним, ранее председатель Госдумы Вячеслав Володин отмечал, что гражданам, которые откажутся проходить аутентификацию с использованием биометрических данных, не смогут отказать в предоставлении госуслуги.
Уже сейчас в московском метро действует система оплаты проезда «лицом», а в аэропортах Шереметьево и Домодедово тестируют систему прохождения контроля с помощью биометрии. Минцифры, наряду с привязкой ЕБС к порталу госуслуг, намерено масштабировать эти проекты, чтобы ускорить наполнение ЕБС, пишет «Ъ» со ссылкой на пресс-службу ведомства.
«У Минцифры есть мысль о том, что биометрия должна не то, чтобы заменить, но стать для граждан альтернативой усиленной квалифицированной электронной подписи для выполнения юридически значимых действий. Считается, что биометрию сдать проще, а подделать — сложнее. Для того, чтобы действительно стало проще, и был придуман эксперимент по самосбору биометрических данных с помощью смартфона и приложения», — отметил Казарян.
По словам эксперта, чиновники долго думали, как организовать самосбор биометрических данных. «Понятно, что камеры телефона недостаточно для того, чтобы получить качественный слепок. Поэтому тем, кто будет саморегистрироваться, придется сдать образцы голоса, а объемную фотографию для слепка возьмут из базы загранпаспортов нового образца», — отметил Казарян. Иными словами, пока самостоятельно зарегистрировать свои биометрические данные смогут только граждане, которые уже сдавали биометрию государству для загранпаспорта. «Это в некоторой степени расширяет и облегчает возможности для сбора биометрических данных. Но, с другой стороны, загранпаспорта есть далеко не у всех россиян, так что для остальных ничего пока не изменится», — отметил собеседник «Росбалта».
Казарян заявил, что скептически относится к использованию биометрии в качестве идентификатора. «Давайте посмотрим, где в мире используют биометрические данные в качестве удостоверения личности. Это Индия, Пакистан — страны, где до недавнего времени отсутствие вообще каких-либо документов у людей было довольно распространенной проблемой. Когда там приступили к созданию системы, ее изначально стали выстраивать по биометрии, проскочив несколько этапов, чтобы дать доступ к электронным услугам всем, включая неграмотного деревенского дедушку», — отметил эксперт.
В России вся инфраструктура, по словам Казаряна, выстроена на предыдущем этапе — электронной подписи. Применение биометрии по сравнению с УКЭП не даст каких-то серьезных преимуществ, тем более, что процесс сбора и администрирования биометрических данных остается довольно сложным, считает эксперт.
По мнению Казаряна, у биометрии как идентификатора есть весьма весомые отрицательные стороны. «Во-первых, это недоверие людей, которое серьезно затрудняет сбор данных. Во-вторых, в случае компрометации биометрии, например, если произошла утечка биометрических слепков, не очень понятно, что делать, потому что сменить биометрию ты не можешь», — отметил Казарян.
Кроме того, по словам эксперта, биометрических слепок, вопреки обывательским представлениям, тоже можно подделать. «Нужно понимать, что система хранит не изображение и голос, а цифровой слепок. Слепок этот можно подменить в момент передачи, можно модифицировать так, что система примет другой слепок за ваш. Вариантов много. Для этого не нужны образцы фотографии или голоса человека. Нужно просто знать, по какому алгоритму составляется слепок», — отметил Казарян.
«Биометрия воспринимается как некая высшая ступень в вопросе идентификации граждан. Но, на мой взгляд, она таковой не является. Биометрия требует максимальной степени защиты, что, в свою очередь, сокращает возможные кейсы ее использования. Получается замкнутый круг», — резюмировал эксперт.
По его словам, существуют алгоритмы, способные защитить биометрические данные, но принятие обществом идентификации по биометрии — все равно вопрос доверия к российскому государству. «Алгоритмы — алгоритмами, но, когда сотрудник сливает базу, в них нет смысла», — отметил эксперт.
Электронные копии всех документов
В России могут появиться цифровые дубликаты всех основных документов: паспорт и загранпаспорт, свидетельство ЗАГС, документы об образовании, военный билет, документы о трудовой деятельности. Предполагается, что электронные копии документов будут создавать в МФЦ на основе бумажных, но только с согласия граждан. Они будут отображаться в личных кабинетах на портале Госуслуг. Получить электронные копии можно будет по серии и номеру паспорта или СНИЛС. С появлением цифровых дубликатов россиянам больше не придется каждый раз при обращении в органы власти предъявлять оригиналы, поэтому чиновники рассчитывают, что граждане охотно согласятся на создание копий.
О создании дубликатов Минцифры объявило весной 2021 года. В октябре того же года правительство утвердило перечень документов, на которые можно будет оформить электронные дубликаты. Паспорта в этом перечне не оказалось. Также власти утвердили порядок создания копий. Процедура проста: при обращении МФЦ с согласия гражданина сотрудник отсканирует документ, заверит его электронной подписью и вернет владельцу. Дубликат появится в личном кабинете Госуслуг спустя час, и будет храниться там бессрочно. Оформить электронные копии документов россияне смогут с 1 июля 2022 года, говориться на сайте правительства.
Анна Семенец