Posted 29 ноября 2021, 20:50
Published 29 ноября 2021, 20:50
Modified 1 февраля, 16:27
Updated 1 февраля, 16:27
Трагическими подробностями последнего периода жизни Александра Градского поделился на своем YouTube-канале журналист Андрей Караулов, друживший с композитором.
По словам Караулова, Градский очень болезненно переживал уход великих людей (особенно — композиторов), которые составляли тот мир, в котором он только и мог существовать. Он был бесконечно благодарен Юрию Лужкову, который помог ему открыть «Градский-холл». «Все это ушло. Ушли друзья, ушел Лужков, ушел зритель», — рассказал Караулов.
По его словам, Градский был человеком, который создавал вокруг себя мир подлинного. Он обладал безупречным интеллектуальным музыкальным слухом — и его было нельзя обмануть или провести, а также богатым вокальным диапазоном. Караулов вспомнил, как режиссер Евгений Светланов пригласил его петь в «Золотом петушке» в Большом театре, а потом хотел дать ему партию Германа в «Пиковой даме» и задействовать в других операх. Но Светланов умер. Осуществись эти проекты, считает журналист, жизнь Градского могла бы повернуться совсем иначе.
По словам Караулова, проект «Голос» был необычайно важен для артиста, здесь он также создавал свой особый мир, однако «это тот проект, который дал ему все, но в итоге забрал у него жизнь». Караулов вспомнил, что на съемки 18 ноября Градский приезжал на кровати — такой, какая была у него в госпитале «Лапино», где он лечился от коронавируса. Болел им Градский тяжело, но вышел из болезни, по словам Караулова, легко. Однако в последнее время чувствовалось, что он сильно устал и силы его покидают. Проблема была и в том, что артист хотел жить по-своему, «не считаясь даже со здравым смыслом». Кроме того, после сложного перелома несколько лет назад, несмотря на прекрасно сделанную операцию, он так и не встал полноценно на ноги: это давалось ему через боль, он не мог и не хотел ходить.
Как считает журналист, Градский понимал, что уходит. В своей жизни он достиг высот, которые не многим доступны. «Написана же „Мастер и Маргарита“. Он двадцать с лишним лет сочинял своего „Мастера“. Он по нотам клеил эту оперу. Это никакая не рок-опера. Настоящее выдающееся музыкальное произведение, совершенно неизвестное стране. Саша писал его двадцать пять лет, это было делом его жизни», — отметил он. Однако Градский в последнее время уже даже не хотел ее переслушивать, «вдруг мог сказать — да все уже, я приплыл».
«Уже когда речь стала путаться, и когда давление 60 на 40, и когда ему плохо стало в Останкино, он не позволял вызвать врачей», — отметил Караулов.
По словам Караулова, в момент, когда Градскому стало совсем плохо и он впал в беспамятство, дома были только сиделка и зашедшая его проведать знакомая. «И он в маске, ничего не соображая, просто так сжимал ее руку… Ему нужна была чья-то рука», — с болью рассказал Караулов о моменте госпитализации артиста в больницу.
«Ему нравилось, когда ему говорили, что он гений. Он, наверное, правда, был гений. Не только в опере, в музыке, в „Мастере и Маргарите“, а просто во всем. Он ни на кого не был похож», — отметил Караулов.
Народный артист России Александр Градский умер 28 ноября. У уникального композитора и певца произошел ишемический инсульт. Гражданская панихида состоится 1 декабря в театре «Градский-холл» 1 декабря с 10:00 до 12:00, похоронят артиста на Ваганьковском кладбище. Прощание пройдет в частном формате, без прессы.