Posted 29 октября 2021, 08:30
Published 29 октября 2021, 08:30
Modified 30 марта, 08:25
Updated 30 марта, 08:25
Второй год продолжается пандемия и ограничительные меры, связанные с нею. Оказывает ли это какое-то влияние на самую деликатную сферу человеческих отношений — личную жизнь? «Росбалт» продолжает начатую год назад беседу с руководителем отделения сексологии Московского НИИ психиатрии, доктором медицинских наук, сексологом, психотерапевтом и психиатром Михаилом Ягубовым.
— Михаил Ибрагимович, нынешний год обошелся без таких строгих локдаунов, как весна 2020-го. Но зато — все это уже довольно долго длится. И уже было несколько обманутых надежд на исход… Как это влияет на нашу «интимную сферу?»
— Ну, было бы наивно думать, что никак не влияет. Кстати, мы ведь исследование провели на эту тему. Оно охватило почти весь текущий год. Мы составили очень простую анкету из 23 кратких вопросов и расположили ее в гугл-формате для всех желающих — анонимно, конечно, вопросы довольно откровенные. И почти ту же анкету, из 25 вопросов, предлагали нашим пациентам с проблемами психики. Откликнулось порядка 500 читателей и около сотни пациентов.
Результаты весьма любопытные, хотя и не очень веселые. Из наших респондентов-читателей, более 70% провели в карантине до трех месяцев, около 20% — более полугода, и небольшая часть — где-то посередине, от трех до шести месяцев. За это время снижалась и сексуальная активность, и желание. Причем это снижение сохранялось и по выходе из карантина, докарантинного уровня сексуальность так и не достигла.
Выявилось даже некоторое отличие ситуации в нашей стране и в некоторых других, где проводилось аналогичное анкетирование. Вот в чем это проявилось. За рубежом тоже снизилась активность. Но при этом за рубежом возросло число людей, которые смотрят контент для взрослых. Знаменитый портал Pornhub даже объявил бесплатную подписку — якобы в интересах людей, чтобы им скрасить карантин. Надеясь, понятное дело, на рост популярности. И надежды Pornhub оправдались — по крайней мере, по их собственным данным, у них в разы выросло число пользователей. Это вполне похоже на правду. А вот у нас все снизилось — даже такой контент стали меньше смотреть, и мастурбировать меньше.
Из менее «пикантного», среди наших пациентов, ухудшилось состояние людей с депрессией. На это пожаловались до 75%, это очень серьезно. Нарастающая тревога, страхи, фобии.
— По поводу снижения сексуальности, есть ведь и такая гипотеза (крайней мере — была): распространение опасной заразы и карантины в связи с ней, мол, сократят сексуальную активность, но прежде всего — внебрачную. Что само по себе не так уж плохо. А верным супругам нечего бояться.
— Ну, это тоже достаточно наивно. Да, понятно, что, если люди дома сидят — количество внебрачных отношений, наверное, снижается. Особенно в первые месяцы жесткого локдауна, когда никого нет на улицах, как в фильме ужасов. Но после того, как шок пройдет… Я не думаю, что на внебрачные отношения так уж влияют внешние факторы. Это все-таки определенные установки личности. Личностный фактор и дисграмоничные сексуальные отношения. Примитивно было бы считать, что, если нельзя выйти на улицу, то так уж и не будет измен.
Все-таки большая часть факторов играет негативную роль. Удаленная работа, социальное дистанцирование, в карантине — постоянное присутствие детей, страх заражения, невозможность встречи с другими людьми. Тревога, страхи, депрессия. Нарушение повседневных привычек, вызывающее страх беспомощности. Вынужденное одиночество с одной стороны, нарушение личного пространства — с другой.
Все это обостряет разногласия между супругами, между родителями и детьми — и ослабляет связь с теми близкими, с которыми раньше можно было встречаться. И страх самого заражения существенно снижает физический контакт, в том числе и в парах. Человек куда-то пришел: раньше при хороших отношениях люди обнимались, целовались, а теперь, прежде чем обняться, надо и руки мыть, и нос промывать. Пока все проделаешь, уже и обниматься не захочешь.
И, конечно, это сказывается и на сексуальной сфере — и на репродуктивной. Вот еще одно обманутое ожидание: поначалу думали: раз люди будут дома сидеть, то им нечем будет заняться, кроме секса. Ожидался даже пик рождаемости. Это не оправдалось нисколько. Наоборот, рождаемость еще и дополнительно падает.
Рождаемость и так падает в развитых странах и в России, а в 2020 году процент снижения был еще больше. Очень многие откладывают беременность — она и так уже сдвинулась к 30 годам.
— Естественно: молодые супруги хотели бы родить уже после пандемии…
— А может ли кто-нибудь однозначно сказать, когда она закончится? Есть некоторые предположения, что это может быть в 2024-25 годах, ковид превратится в обычную сезонную инфекцию. Но можно ли однозначно сказать, что это так? Нет, конечно. Люди боятся и за свое потомство, и просто за свое здоровье. Добавим сюда страх потерять работу и средства к существованию.
Зато, увы, оправдались негативные ожидания: всплеск разводов! В замкнутом пространстве отношения начинают ухудшаться. В какой-то части семей супружеские отношения, правда, стали получше: люди начали больше времени друг с другом проводить. Но у многих — наоборот: раньше супруги успевали соскучиться друг по другу, а сейчас, когда они все время дома, начались ссоры и конфликты.
Только для очень малого числа людей удаленка, может быть, и хороша. Но есть, думаю, большинство, которое, в общем-то, на работу ходит, чтобы иметь возможности для общения.
— В общем, как и следовало ожидать, опровергнуты только хорошие прогнозы?
— Не совсем. Жизнь опровергла и некоторые ложные опасения — в том числе, связанные с появлением вакцины. Сначала ведь появились сообщения о том, что она может снизить фертильные возможности, как мужчин, так и женщин.
— Это специалисты утверждали, медики? Или просто народное суеверие?
— Нет, это были предположения специалистов. Вакцина ведь вызывает иммунологическую реакцию. Может быть, и какое-то аутоиммунное поражение каких-то органов. Сначала боялись, что на женщин повлияет, потом — что и на мужчин. Появились рекомендации после прививки первое время воздержаться от планирования беременности. Думали, не прививать молодежь. Потом оказалось, что это не подтвердилось, вакцина не влияет. Сейчас таких публикаций больше нет. Зато появляются все новые сообщения о последствиях перенесенной болезни, практически для всех органах, в том числе — для репродуктивной системы.
Так что, я предвижу некоторое ухудшение сексуального здоровья и падение сексуальной активности, а также и последствия этого для репродуктивных возможности и демографической ситуации в стране. Но точно прогнозировать это невозможно.
Беседовал Леонид Смирнов