Posted 18 октября 2021, 09:08

Published 18 октября 2021, 09:08

Modified 30 ноября, 07:02

Updated 30 ноября, 07:02

Пенсии обрушатся уже скоро?

18 октября 2021, 09:08
Солидарная система пенсионного страхования может начать «ломаться» во всем мире уже в 2030-х годах, основной вопрос — что делать?

В России пока не получилось выстроить пенсионную систему так, чтобы отнюдь не избалованное жизнью большинство граждан могло смотреть в будущее спокойно. Однако наша страна в этом не одинока — поиском новой парадигмы развития пенсионных систем озабочены во всем мире.

«У нас пока не получилось» — признание, которое не часто слышишь из уст государственных деятелей. В данном случае оно принадлежит председателю Центрального банка РФ Эльвире Набиуллиной. «Я вижу, — цитирует главу ЦБ „Финмаркет“ по интервью YouTube каналу „Фанимани“, — что к теме обязательных пенсионных накоплений, в том или ином виде обязательных (у нас была предыдущая система обязательных накоплений, которая была заморожена, потом была автоподписка, еще что-то), мне кажется, к этой теме есть сдержанное отношение у многих, у общества в целом. Тема чувствительная. Есть опасения распространенные, и это проблема, что есть такое отношение».

«Сдержанный» и «чувствительный» — вообще-то, скорее антонимы, нежели синонимы. Но в данном случае, пожалуй, уместны оба прилагательных. Все понимают, что поколение людей, которые в августе уже далекого 1991 года выходили на защиту Белого дома в надежде не только посадить сад новой свободной России, но и успеть в нем погулять и вкусить плодов, ныне в массовом порядке выходят на пенсию или готовятся к ней. И понимают, что, к счастью, они, скорее всего, не будут физически голодны, и их одежда будет без заплат — но, в общем, не более того. В лучшем случае — благотворительные концерты, в худшем — благотворительные кухни, вот как-то так.

Да, люди понимают и другое — они как бы «сами виноваты»: за большинство из них работодатели мало отчисляли в Пенсионный фонд. А многие ли могли найти другого работодателя? Правила игры, которые устанавливало государство, так и не смогли вынудить работодателя платить больше. И сами пенсионные правила, которым так желательно быть, во-первых, простыми и понятными, а во-вторых, постоянными, в реальности то и дело менялись и становились все запутаннее.

«Система с „пенсионными баллами“, когда ее ввели несколько лет назад, все сильно запутала, — заметил корреспонденту „Росбалта“ директор Института стратегического анализа Игорь Николаев. — Это лукавая система. Стоимость пенсионного балла определяет правительство. Даже при прежней системе зависимость пенсии от стажа и заработка была гораздо более осязаемой. Да, система запутанная, непонятная, на мой взгляд, неудовлетворительная».

«Формула, по которой рассчитываются эти баллы, одно время имела 27 показателей, из них 14 переменных, — рассказал независимый пенсионный консультант Сергей Звенигородский. — Сейчас ее чуть упростили. Если у вас сто баллов накопилось, умножаете на сто рублей, прибавляете 6 тысяч рублей „солидарных“ — и это будет ваша пенсия».

Конечно, граждане РФ — как и всех развитых стран — виноваты еще и в том, что у них мало детей. Дело не только в том, что выросшие дети могли бы прямо содержать родителей, но и в том, что соотношение плательщиков в Пенсионный фонд и получателей из него становится все более невыгодным.

«Существующая и поныне солидарная пенсионная система — это, по сути, „финансовая пирамида“, — констатировал Сергей Звенигородский. — Причины: демография и „серая“ экономика. У нас до 18 млн человек не платят налоги под различными предлогами. Если бы они платили, пенсии могли быть в полтора раза выше. Но вывести 18 млн человек из тени у государства в ближайшем будущем не получится. Если только не будет какого-то электронного face to face контроля, когда человек идет, и с него сразу все „считывается“ — не по доходам, а по расходам. Но это всю экономику обрушит».

И одним из «витков дороги» на пути к пенсии и оказалась в 2014 году «заморозка» накопительной части выплат. Ее учредили в 2002 году, для мужчин 1953 года рождения и моложе, и женщин 1957 года рождения и моложе. В эту накопительную часть работодатель должен был отчислять за них 6% фонда оплаты труда — остальная, большая часть пенсионных отчислений распределялась куда более «солидарно». Затем, в 2004 году, возраст вступления в накопительную систему понизили — с 1967 года рождения для всех. Таким образом, у мужчин 1953-66 и женщин 1957-66 годов рождения накопились какие-то совсем уже «крохи». Такова была «притирка нового».

Однако в 2014 году у государства не хватило средств. И накопительные взносы были «заморожены». «Эти деньги отправили на выплату текущих пенсий, — напомнил экономист Андрей Нечаев. — Номинально они существуют, но больше не инвестируются и не прирастают».

«Та часть, 6% фонда оплаты труда, которая до 2014 года шла в накопительную часть, а дальше в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) или, по умолчанию, во Внешэкономбанк (ВЭБ), она заморожена, — пояснил Игорь Николаев. — Эти деньги идут в страховую часть пенсии. Вроде бы государство от своих обязательств не отказывалось, но эти деньги не накапливаются. Накопительную часть не отменили, но реально она не работает. Надо быть реалистами: вряд ли на это стоит рассчитывать».

Формально «заморозка» назначена до конца 2023 года, сейчас ее хотят продлить еще на год. А на самом деле чего ждать? Андрей Нечаев высказался решительно: «На накопительной системе в ее нынешнем варианте можно поставить крест — что, кажется, правительство и сделало. И они много месяцев уже обсуждают, быть ли вообще накопительной системе обязательной, как это было раньше, или сделать ее добровольной. Но пока никакого решения нет».

Да, накопительный элемент должен был стать лишь прибавкой к пенсии. А так, по всей вероятности, все граждане в свой срок получат пенсию, сформированную по правилам, которые постоянно менялись, но все равно, по правилам «солидарной системы». И для большинства (кроме важных чиновников-силовиков-начальников), она будет весьма скромная.

«В 2030-е годы солидарная система во всем мире начнет „ломаться“, — высказывает мнение Сергей Звенигородский. — Сначала за рубежом. У нас государственная составляющая все-таки сильнее. Но она развалится в течение 20 лет — и сегодняшняя пенсия будет считаться еще хорошей. А у нас 85% населения получает официально где-то 10-20 тысяч рублей. И пенсия 8 тысяч в сегодняшних ценах — это и будет потолок. На большие пенсии — при любых телодвижениях государства — они рассчитывать не смогут. У государства же будет выбор: либо платить всем минимальную пенсию, „накидывая“ по инфляции 2-3% и изыскивая средства из нефтегазовых доходов, или кого-то из этой системы выкидывать, каких-нибудь самозанятых или ИП. Третий вариант — каждому базовый доход. На нос выдается какая-то сумма: вот вам 20 тысяч, живите».

«Накопительные пенсии, скорее всего, будут введены как часть первого взноса в НПФ, — добавил экономист по подводу ближайшего будущего. — А те, кто никак не определился, останутся в ВЭБ, но он уже сейчас меняет юрисдикцию и станет тоже как НПФ. А Пенсионный фонд от этой функции будет избавлен».

«На мой взгляд, наши власти сами себе создали проблему, — отметил Игорь Николаев. — Не надо было так лихо „замораживать“. Все-таки, был работающий механизм. Это лишний раз доказывает, что разрушать легче, чем создавать. А теперь расписываются в бессилии: типа, не получается».

«Я, безусловно, сторонник накопительного страхования, — подчеркнул Андрей Нечаев. — С налоговым стимулированием со стороны государства. С расширением инвестиционных прав НПФ, с введением системы государственного страхования пенсионных накоплений по аналогии с банковскими вкладами. Солидарная система в той демографической ситуации, в которой мы окажемся к 2030 году, неработоспособна».

Леонид Смирнов

Подпишитесь