Posted 9 октября 2021, 13:00
Published 9 октября 2021, 13:00
Modified 30 ноября, 07:02
Updated 30 ноября, 07:02
Мы слишком долго живем для того, чтобы иметь только одного партнера на всю жизнь, а техника и вовсе освобождает нас от необходимости обзаводиться таковым. По крайней мере, он больше не нужен для выживания. В последнее время такие рассуждения все чаще встречаются в Сети. Если все так, значит, у семьи есть срок годности. Кто-то пытается его продлить, примеряя на себя полиаморию, открытый брак и другие форматы отношений. Другие расходятся, понимая, что совместная жизнь больше не радует. Устоявшиеся представления о гендерных ролях диктуют нам, что женщины в такой ситуации наиболее уязвимы, что именно они всеми правдами и неправдами пытаются сохранить брак, а вместе с ним и свой социальный статус, и очень болезненно переживают разрыв, в то время как мужчины с их мачизмом быстро «отряхиваются» и идут дальше. Но так ли это на самом деле? Об этом рассказал «Росбалту» врач, психолог, доктор медицинских наук, один из пионеров российской детской психосексологии Виктор Каган.
— Традиционно считается, что именно женщины держатся за семью, для них это внешний показатель благополучия и успешности, какими бы ни были отношения в браке. Однако опрос 3,5 тысяч экономически активных граждан во всех округах России, который недавно провел Superjob, показал, что женщины относятся к разводу проще, чем мужчины. Оказалось, что половина респондентов считают развод хоть и грустной, но необходимой мерой. При этом женщины выступают инициаторами развода гораздо чаще мужчин: 60% против 48%. Мужчины же гораздо чаще женщин воспринимают развод как настоящую драму. Хотелось бы понять, действительно ли все так, и какие причины чаще всего приводят к разводу?
— Можно было бы изучить заявления о разводе и указываемые в них причины. Но они едва ли отражают реальность — обычно это стандартные формулы, принимаемые судом. Да и что считать причиной? В том причина, что муж пьет или в том, что жена не может с этим мириться? В конце концов: сколько людей пьют, но не со всеми же разводятся. Поводом для разрыва может быть все, что угодно. Развод — это выход из кризиса, когда жизнь вместе для одного или обоих нежелательна или невозможна.
— Действительно ли женщины чаще мужчин выступают инициаторами разрыва отношений, и если да, то почему?
— Давайте посмотрим на данные опроса. Мужчины говорят, что в 27% инициаторами развода были они, в 30% — жены и в 34% это было общее решение. При этом 60% женщин считают инициаторами себя, 9% мужей и 25% считают, что решение было общим. Интересные различия, правда? Судя по данным опроса, это может зависеть от наличия детей — поскольку в культуре принято, что дети остаются с матерью, а затевающий развод и «бросающий детей» выглядит плохо. Но не будем гадать, почему мнения так различны. Это предмет для специального изучения.
— Правда ли, что женщины относятся к разводу проще, чем мужчины, для которых развод часто становится личной трагедией?
— Если это вывод из данных опроса, то замечу, что оба вопроса — об инициаторе развода и общении после него — не выясняли отношение к разводу. То, что женщины сильно перетягивают одеяло и считают инициаторами развода себя, никак не говорит о том, что они относятся к разводу проще мужчин. А отношения после развода — дружеские, натянутые, враждебные — оцениваются мужчинами и женщинами одинаково: 44%, 33-34% и 22-23%. Причем это почти не зависит от наличия или отсутствия детей. Так что совершенно непонятно, откуда взялось представление о том, что для мужчин это больше трагедия, чем для женщин. В таких вещах статистика интересна больше для демографов, а в жизни все случаи слишком индивидуальны и разнообразны, чтобы верить средней температуре по больнице.
— Сейчас в медиа часто говорят о том, что один брак на всю жизнь уходит в прошлое. Мы слишком долго живем для того, чтобы иметь только одного партнера на всю жизнь. К тому же, у нас много техники, которая делает быт проще. Вы с этим согласны?
— Не думаю, что это так. Долго живущие люди были и раньше, но разводов лет 150-200 лет назад было во многие разы меньше. Право на развод — большое завоевание культуры, но оно не означает, что пора вводить норму браков на столько-то лет жизни, а если не добрал — бегом догоняй. Что до единственного партнера на всю жизнь, то и в эпохи запрета на развод это не было правилом. Если исходить из развития бытовой техники, то по логике медиа, наверное, вообще незачем вступать в брак. Брак, конечно, меняется — в него вступают позже, уже хоть мало-мальски встав на ноги. Распределение прав и обязанностей в браке иное. Представления о личном пространстве и личной свободе супругов не те, что были даже недавно. В целом традиционные представления о браке диктовались скорее задачами выживания и воспроизводства, а сегодняшние связаны больше с личностью, счастьем, самореализацией. Уходит в прошлое анекдот, в котором встречаются три сестры, и сначала одна долго жалуется на мужа-пьяницу, потом другая — на деспота мужа, заевшего ее и детей, затем они поворачиваются к третьей и спрашивают: «А ты все так и маешься одна, бедняжка?»
— Набирают популярность разные форматы отношений: полиамория, открытый брак, гостевой брак. Какой из этих форматов вы считаете жизнеспособным? Может ли что-то из списка прийти на замену традиционным отношениям или встать с ними в один ряд?
— Очень многое зависит от культуры, в которой мы живем. В культуре большого города, в этом человейнике, где все на бегу, сплошные незнакомцы, нет недостатка в потенциальных партнерах. В условиях мегаполисов форматы отношений разнообразнее, чем в городке, где время течет медленнее, все на виду, где «на десять девчонок по статистике восемь ребят» или наоборот. В нынешней скоростной и цифровой жизни традиции, передающиеся от поколения к поколению, просто не успевают формироваться. Зато складывается традиция свободного и ответственного выбора партнеров, способов и форм построения жизни вместе. А спят они в одной постели или в разных, отдыхают друг от друга два или пять дней в неделю и прочее — их и только их дело. Главное — устроить свою жизнь так, чтобы быть по возможности счастливыми, а счастье, как сказал мне один мальчик, это когда тебя любят те, кого ты любишь.
Анна Семенец